обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Как принять участие в геймджеме: инструкция от разработчика студии Harvey Games

Как принять участие в геймджеме: инструкция от разработчика студии Harvey Games
17 января, 2024
13 мин

За время участия в геймджеме можно создать с нуля свою первую видеоигру, познакомиться с интересными специалистами и даже найти свою первую работу. Игровой разработчик Артем Лебедев делится опытом участия в геймджеме и рассказывает, как к нему подготовиться. 

Что такое геймджем

Геймджем (Game Jam) — это командное мероприятие, где участники за короткий период времени придумывают и создают полноценные видеоигры. В этом плане джем похож на хакатон. Там тоже команды создают продукт за ограниченное количество времени, но разница в том, что на хакатонах предлагают конкретные бизнес-задачи, а на джеме они более творческие.

Организаторы геймджемов задают участникам определенные рамки. Как правило, это только тема и дедлайн, но также может быть задан конкретный жанр игры или конкретные инструменты, в которых можно работать. Например, участники Panic Horror Jam создают только игры в жанре ужасов, а на Unity Play Showcase можно использовать только движок Unity.

Но большую часть составляющих в проекте, как правило, можно выбирать на свое усмотрение:

  • визуальный стиль;
  • детализацию и уровень сложности;
  • сценарий и количество уровней;
  • типы и количество персонажей.

Главное, чтобы в конце у вас получилась реальная игра, в которую получится сыграть в веб-версии или в приложении. Она может быть простой — всего с одной механикой, примитивной графикой или геймплеем на 10-15 минут, но обязательно должна быть полностью рабочей.

Что такое jam и почему мероприятие так называется?

Считается, что геймджемы назвали так по аналогии с музыкальными джемами. Music jam — это тип мероприятия, на которые музыканты собираются без подготовки и импровизируют на заданные темы.

Для чего проводят геймджемы

Этот формат побуждает участников генерировать идеи и экспериментировать с игровыми механиками. В промо-ролике одного их самых крупных джемов Global Game Jam говорится о том что джемы:

  • помогают новичкам на своем опыте ощутить, как вообще создаются видеоигры с нуля;
  • дают возможность сделать свою первую игру тем, кто всегда хотел этим заниматься, но не знал, с чего начать;
  • помогают прокачать навыки и проверить свои силы тем, кто недавно в геймдеве.

На некоторых мероприятиях победители получают реальные призы от организаторов, но занять первое и даже второе место среди нескольких тысяч участников — довольно сложная и почти невыполнимая задача. Поэтому чаще всего команды участвуют в джемах, потому что это весело или потому что могут получить интересный опыт и кейс в портфолио.

Игровые джемы также служат разработчикам платформой для нетворкинга. Свою команду Harvey Games я нашел как раз на геймджеме, а сейчас мы выпускаем в Steam игру The Witch’s Cauldron. Кстати, идею этой игры тоже когда-то придумали на геймджеме, а потом доработали и получился полноценный коммерческий проект.

Кто может участвовать в геймджеме

Разработчики

Основой команды на хакатоне будут игровые разработчики. Без них сложно собрать команду на джем, потому что эффективных способов создавать игры без написания кода практически нет.

Разработчик может работать с разными движками и писать код на разных языках программирования. От его навыков будут зависеть технические ограничения команды, поэтому их лучше обсудить заранее. Например, если в списке скилов вашего разработчика только владение движком Unity и работа с 2D-графикой, значит идеи игр, для которых потребуется 3D-пространство, можно сразу отложить.

Геймдизайнеры

Не у всех разработчиков есть скилы геймдизайнера, а в жестких условиях геймджема у них будет достаточно своих задач, связанных именно с написанием кода. Поэтому геймдизайнер в команде очень нужен.

Чем он будет заниматься:

  • генерировать концепцию игры;
  • продумывать основные механики;
  • продумывать количество и навыки персонажей;
  • проектировать уровни и препятствия;
  • рассчитывать баланс игры, чтобы игроки равномеро прокачивали персонажей, а противники не были слишком сложными.

Иллюстраторы или 3D-художники

Эти ребята не менее важны в команде, чем разработчики. Необычная стилистика, интересные персонажи и атмосферные фоны — все это важные составляющие успешной игры. И в ближайшее время художников в геймдеве вряд ли получится заменить нейросетью.

Для экономии времени с помощью Midjorney, Dell-e или Stable Diffusion можно сгенерировать фоны, заставки и наброски персонажей. Но дорабатывать их должен реальный художник, потому что у нейросетей есть несколько важных проблем:

  • У всех сгенерированных картинок очень узнаваемы стиль, поэтому они могут выглядеть скучно;
  • Нейросеть не сможет отрисовать несколько десятков изображений одного персонажа в одной стилистике;
  • При генерации вы получите файл JPG или PNG, который будет сложно анимировать.

Так что хороший художник в команде очень нужен. Лучше, чтобы их было несколько, потому что при создании игры задач по иллюстрации будет, наверное, даже больше, чем по разработке.

UX/UI-дизайнеры

Каждой игре нужен интерфейс. К нему относятся, например:

  • главное меню и настройки;
  • элементы управления;
  • шкала здоровья и другие статус-бары;
  • багаж игрока, где он будет хранить найденные предметы;
  • уведомления и подсказки.

Есть игры, в которых интерфейсных элементов мало, и создать их сможет разработчик или художник, если у кого-то из них есть такие навыки. Но если у вас есть знакомый UX/UI-дизайнер, которому интересно поработать с интерфейсом игры, то стоит позвать его в команду.

Композиторы и звукорежиссеры

Игра может быть совсем без звука, но так вы потеряете часть атмосферы. К тому же, в процессе игры многие опираются на звуки, чтобы лучше понимать, что происходит. Особенно это важно в боевых сценах, например, если звук удачного и отскочившего удара разный, то будет понятно — попали вы в цель или промахнулись, даже если вы этого не увидели.

Звуковое сопровождение не обязательно писать с нуля, оно может состоять из семплов, которые вы найдете в открытых саунд-библиотеках. Но если этим будет кто-то из членов команды в качестве дополнительной нагрузки, то он может не справиться со своими основными задачами. Так что саунд-дизайнера тоже стоит поискать, чтобы команда была полной.

Сценаристы или нарративные дизайнеры

Работы с текстом в игре тоже много:

  • история мира, в котором разворачивается действие;
  • предыстория персонажа;
  • основной сюжет, который проходит игрок;
  • реплики самого персонажа, его спутников, противников и NPC;
  • тексты подсказок, дневников или писем.

Часто текстами внутри игры занимается геймдизайнер, так что сценарист в команде геймджема — это опциональная роль. Но не все геймдизайнеры умеют писать тексты хорошо. В некоторых жанрах, например, в визуальной новелле, текстам уделяется особое внимание, так что при создании такой игры точно стоит пригласить сценариста в команду.

Какие инструменты используют участники джемов

GitHub

GitHub
Репозиторий проекта на GitHub. Источник

Это, наверное, самый важный инструмент в такой динамичной среде, как разработка игр, где над проектом одновременно работают несколько членов команды. Система контроля версий позволяет команде отслеживать изменения и возвращаться к предыдущим вариантам, если что-то пошло не так.

Обычно доступ к GitHub есть у разработчиков и геймдизайнеров, и иногда — у художников. Когда они вносят свои изменения в проект, до сначала добавляют его в свою ветку, проверяют совместимость нескольких вариантов проекта и потом объединяют их.

Unity

платформа для разработки игр Unity
3D-проект в редакторе Unity. Источник

Это платформа для разработки игр, одновременно игровой движок и среда разработки. В Unity довольно понятный интерфейс, большая библиотека ассетов — от готовых скриптов до визуальных элементов и звуков. Обычно в ней работают разработчики, которые пишут код и размещают элементы на сцене, но иногда с Unity также работают геймдизайнеры.

Unreal Engine

среда разработки игр Unreal Engine
Интерфейс Unreal Engine. Источник

Это еще одна универсальная среда разработки игр от студии Epic Games. Unreal Engine используют не только как движок для видеоигр, но и как инструмент для создания 3D-симуляции, моделирования и рендеринга графики. Как и в случае с Unity, здесь есть обширная библиотека готовых ресурсов.

GameMaker Studio

GameMaker Studio
Интерфейс GameMaker. Источник

Инструмент для создания видеоигр, который позволяет собирать проекты без глубоких знаний программирования. В GameMaker Studio часто работают геймдизайнеры, настраивают в проекте баланс, работают с физикой объектов и собирают первые прототипы, чтобы проверить гипотезы или протестировать механики.

Illustrator или Procreate

Основные инструменты для создания векторной графики, в которых чаще всего работают 2D-художники. Здесь можно создавать как первые наброски, так и полноценные арты, которые войдут в финальный проект. Но выбор инструмента зависит от конкретного художника.

Google Docs

сценарий игры в Google Docs
Пример сценария в Google Docs

Любой онлайн-инструмент будет удобнее, чем отправка текстовых файлов в чате, и Google Docs — это самый простой способ фиксировать идеи, писать и обсуждать концепции и сценарии. 

Notion

Notion
Инструменты для планирования интерфейса в Notion

Тоже удобный инструмент, в котором больше функционала, чем в документах Google. Здесь можно добавлять страницы внутри страниц, создавать выпадающие списки, таблицы и базы данных. Там же можно построить роадмап, то есть план разработки проекта, расставить задачи в календарь или создать для команды страницу с таск-трекером, как в Trello, где вы будете отслеживать статус задач.

Miro

доска Miro
Проектирование пути пользователя в Miro

Универсальная онлайн-доска, которая предоставит доступ к наработкам всей команде. Особенно удобно в ней будет работать геймдизайнерам — собирать из блоков этапы сценария, продумывать квесты и их ответвления. Miro позволяет работать с блоками, картинками и текстами, так что даже сценарии можно будет разрабатывать в этом же пространстве.

В каких джемах участвовать и как подать заявку

Ежедневно в мире проходит множество игровых джемов. Полный список можно посмотреть в онлайн-календарях:

календарь геймджемов
Календарь itch.io

Самые многочисленные и популярные джемы обычно проводят крупные компании или лидеры мнений. Вот список наиболее известных мероприятий, в которых ежегодно принимает участие огромное количество человек:

Ludum Dare

Популярный геймджем, который сейчас проходит раз в полгода — весной и осенью. В 2024 году джемы будут проходить в апреле и октябре.

Участники Ludum Dare создают игры с нуля в течение заданного периода времени — 48 или 72 часа. По правилам весь код, графические изображения и аудио должны быть созданы в период проведения конкурса, то есть заранее ничего подготовить нельзя.

Можно участвовать не только с командой, но и самостоятельно, тогда это будет отдельная номинация. Чтобы подать заявку, нужно создать аккаунт на официальном сайте проекта, указать в заявке, в каком формате вы участвуете — один или с командой.

Global Game Jam

Это ежегодное мероприятие, которое обычно проходит в январе. Здесь участники могут создавать не только цифровые, но и настольные или карточные игры. Организаторы также дают командам тему и ограниченное количество времени —  за 48 часов.

В 2023 году в джеме принимало участие 40 000 человек в 800 локациях в 108 странах создали 7600 игр. Темой было слово «roots», которое можно трактовать, как корни растений, как корни своих предков или, например, как источник. 

Для участия нужно зарегистрироваться на сайте, где обязательно нужно указать регион и возраст, так как участвовать можно только лицам, которые считаются совершеннолетними в своей стране. Например, в России нужно быть старше 18 лет, а в США — старше 21 года.

My First game Jam

Мероприятие для людей  любого уровня подготовки, которое помогает больше узнать о том, как устроена игровая разработка. Джем проходит каждый год летом и длится две недели. Команду можно найти на официальном сервере в Discord.

Brackeys Game Jam

Мероприятие проходит два раза в год. На создание игр участникам дается неделя,  причем участники могут использовать ресурсы, созданные другими людьми. Есть всего два правила:

  • Соблюдение авторского права. У всех элементов должна быть открытая лицензия, разрешающая некоммерческое использование.
  • Уважительное отношение к участникам и игрокам. То есть контент в созданной игре не должен кого-то ущемлять в правах или оскорблять.

Найти команду можно, присоединившись к серверу проекта в Discord. Зарегистрироваться на этот геймджем тоже можно в Discord.

Nordic Game Jam

В отличие от всех предыдущих мероприятий, этот джем проводится оффлайн в Ольборгском университете Копенгагена (Дания). Кроме соревнования по разработке игр на площадке также проходят выступления разных спикеров из игровой индустрии.

Можно зарегистрироваться всей командой или индивидуально, тогда найти команду вы сможете на месте. Подать заявку может любой желающий, но добираться до места проведения и оплачивать проживание нужно будет самостоятельно, так что понадобится Шенгенская виза.

Какие игры были созданы на геймджемах

Если идея оказывается интересной, а команда сработалась, то игра, придуманная на джеме, может стать полноценным проектом. Некоторые из таких проектов можно найти в Steam.

Goat Simulator 3

Goat Simulator 3

Это, наверное, один из самых необычных и самых известных проектов, начавшихся с геймджема. Goat Simulator или «Симулятора козла» — очень простая по механике игра, где вы можете в одиночку или с двумя друзьями играть за животных на ферме и сеять повсюду хаос.

Donut County

Donut County

Тоже странный, но интересный проект, где нужно играть за огромную яму в земле и постепенно поглощать все, что встречается на пути.

Celeste

Celeste

Красивый проект в стиле пиксель-арт. Задача игрока — преодолевать препятствия, бороться с демонами и добраться до вершины горы Селеста.

Inscryption

Inscryption

Необычный микс жанров. Inscryption — это одновременно хоррор, виртуальная квест-комната и карточная игра. В ней нужно собирать колоду существ, которые помогут пройти через темный лес.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент