пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Что дизайнеру нужно знать про школу Баухаус

Что дизайнеру нужно знать про школу Баухаус

Дизайнер не может считаться профессионалом, если ничего не знает про Баухаус. Это культовая школа 1920-х годов, которая повлияла на базовые принципы современного дизайна. Новички могут следовать этим принципам и даже не знать об этом, но чтобы сформировать осознанный подход к дизайну, важно познакомиться с этой школой, ее преподавателями и учениками.

Что такое Баухаус

Баухаус (Bauhaus) — это название школы, которая появилась в немецком городе Веймар в 1919 году. Этим же термином обозначают стиль в архитектуре и дизайне, который зародился в школе. Дословно Bauhaus переводится как «дом строительства». В 1925 году школа переехала из Веймара в Дессау. Сейчас и в том, и в другом городе есть музей Баухауса.

Сама школа существовала недолго — с 1919 по 1933 годы, но она оставила большой след в истории дизайна. В основе идей Баухауса лежал функционализм, то есть создание формы, которая будет решать конкретную задачу. Этим принципом руководствовались в архитектуре и урбанистике XX века, в сфере промышленного и графического дизайна. Также Баухаус повлиял на искусство и философию своего времени.

Основатели, преподаватели и ученики Баухауса

Вальтер Гропиус

Один из основателей и первый директор школы Баухаус — это архитектор Вальтер Гропиус. Он разработал особую методику обучения, которая включала геометрию, физику, химию, танец, ткачество, гончарное дело и другие ремесла. Это позволяло будущим архитекторам и дизайнерам лучше понимать окружающую среду и свойства материалов.

Как обучались в школе Баухаус
Схема обучения в школе Баухаус. Источник

Оскар Шлеммер

Художник и скульптор Оскар Шлеммер придумал логотип Баухауса. Он преподавал в школе с 1921 по 1929 год и руководил мастерскими металлических изделий и скульптуры.

Лого Баухаус
Логотип школы Баухаус. Источник

Йоханнес Иттен

Создатель знаменитого цветового круга Йоханнес Иттен разработал для Баухауса вводный курс по основам формообразования и работы с материалами: металлом, деревом, камнем, бетоном и другими фактурами.

Иттен считал цвет такой же важной составляющей в архитектуре, как форма или материал. В 1961 году, уже после окончания эпохи Баухауса, он выпустил книгу «Теория цвета», которая сейчас считается классикой дизайна.

Круг Иттена
Цветовой круг Иттена. Источник

Василий Кандинский

Русский художник и один из основателей абстракционизма Василий Кандинский после переезда в Германию возглавил в Баухаусе мастерскую живописи. Одна из самых известных его работ этого периода «Желтое-красное-синее» перекликается со многими принципами школы.

картина Василия Кандинского желтое-красное-синее
Василий Кандинский. «Желтое-красное-синее». Источник

Также Кандинский читал курс «Основы художественного проектирования», который был базовой теорией дизайна, учил студентов понимать абстракцию и теорию цвета. 

Йост Шмидт

Йост Шмидт был студентом школы Баухаус с 1919 по 1925 год и обучался в мастерской резьбы по дереву, а затем стал преподавать в школе каллиграфию и возглавил мастерскую скульптуры.

Шмидт стал известным графическим дизайнером и мастером типографики. Он много работал с графикой и создавал концептуальные плакаты. Одни из самых известных его работ — это плакат для выставки Баухауса в 1923 году в Веймаре и «Дизайн механической сцены» 1925 года.

Марсель Брейер

Еще один ученик Баухауса, который остался преподавать в школе — это Марсель Брейер. Он занимался преимущественно дизайном мебели, разработал модель стульев для аудиторий Баухауса в городе Дессау, а также создал знаменитый консольный стул Wassily, который посвятил Василию Кандинскому. Сейчас он является частью коллекции Museum of Modern Art в Нью-Йорке.

стул от дизайнера Марселя Брейера
Стул Wassily. Источник

Принципы стиля Баухаус

В формирование принципов школы, а после и самого стиля Баухаус, внесли свой вклад многие дизайнеры и архитекторы. Большинство из них остались актуальными до сих пор:

  • Нет границы между художником и ремесленником. Первый директор школы Вальтер Гропиус считал, что архитекторы, скульпторы, художники и дизайнеры должны быть ремесленниками. Поэтому важную роль в программе Баухауса играли мастерские: графики, скульптуры, керамики, росписи стен, работы с металлом, деревом и стеклом.
  • «Форма следует за функцией». Любой дизайн в стиле Баухаус в первую очередь должен быть функциональным, то есть выполняющим свое предназначение. Для этого лучше всего подходили простые геометрические формы, которые легли в основу большинства графики, архитектурных построек и предметов интерьера.
  • Материалы должны отражать истинную природу предметов. Архитекторы и дизайнеры Баухауса раскрывали истинную сущность материала. Именно на этом строилась эстетика их работ: металл может быть матовым, грубым и необработанным, бетон — серым и шероховатым, а дерево — текстурным и неравномерным.
  • Минимализм, простота и эффективность. Так как последователи Баухауса предпочитали строгие линии, естественные материалы и базовые цвета, минимализм стал еще одной опорной точкой этого стиля. Объекты Баухауса не нуждались в дополнительном декоре и были совершенными сами по себе.

Баухаус в архитектуре

Здание школы Баухаус в Дессау

Это главное и культовое здание в стиле Баухаус. Его спроектировал Вальтер Гропиус, а наполнением, созданием мебели и оформлением интерьеров занимались сами студенты.

здание Баухаус
Здание школы Баухаус в Дессау. Источник

Павильон Веймарской республики на Всемирной выставке в Барселоне

В 1929 году его спроектировал другой культовый архитектор Баухауса — Людвиг Мис ван дер Роэ. После окончания выставки павильон демонтировали и увезли обратно в Германию. Но в 1980 году власти Барселоны решили воссоздать павильон по сохранившимся чертежам и фотографиям, и разместили в нем музей.

Павильон Веймарской республики
Павильон Германии в Барселоне. Источник

Небоскреб Seagram Building в Нью-Йорке

В 1938 году Людвиг Мис ван дер Роэ переехал в Америку. Там он занимался проектированием малоэтажных домов и небоскребов в Чикаго. Но одним из самых знаковых проектов этого периода стал небоскреб Seagram Building.

Seagram Building здание
Небоскреб Seagram Building в Нью-Йорке. Источник

Дом Бруно в Тель-Авиве

Одна из построек архитектора Зеэва Халлера, который не учился в Баухаусе, но вдохновлялся принципами и эстетикой нового архитектурного стиля. В Тель-Авиве он построил десяток жилых домов в этом стиле, одним из которых стал Bruno House или Дом Бруно. 

Дом Бруно
Дом Бруно. Источник

Жилой комплекс в Берлине авторства Ле Корбюзье

Культовый французский архитектор Ле Корбюзье не был прямым последователем Баухауса, хотя одно время работал с основателем школы Вальтером Гропиусом. Но идеи Баухауса все-таки оказали на него влияние. В Западном Берлине он спроектировал максимально функциональный жилой комплекс, «город в городе», который отвечал бы всем человеческим потребностям.

комплекс в Берлине авторства Ле Корбюзье
Жилой комплекс в Берлине. Источник

Баухаус в графическом дизайне

В графике стиль Баухаус проще всего проследить в жанре плакатов. В них всегда прослеживались четкие линии, простые фигуры и функциональные, читаемые шрифты. Основную палитру составляли базовые цвета — красный, синий и желтый. 

палитра школы баухаус
Источник
Баухаус и графический дизайн, цвета
Источник

Самый известный шрифт Баухауса — это Sturm Blond, который разработал Герберт Байер в 1925 году. Сейчас он называется просто Bauhaus.

шрифт Баухауса Sturm Blond
Шрифт Sturm Blond. Источник
пример шрифта Sturm Blond
так выглядит шрифт Баухаус сейчас
Современный шрифт Bauhaus. Источник

Часто в графике не использовались заглавные буквы, так как без них текст оставался функциональным, а значит, его можно было упростить и не делать в гарнитуре шрифта два вида букв.

Функциональность стала главным принципом, который повлиял на весь дизайн, в том числе на графический. Решение в дизайне в первую очередь должно быть простым, интуитивным и удобным, и только потом — красивым.

Почему Баухаус важен для современного дизайна

Баухаус изменил подход к изучению дизайна. Сначала студентам школы давали базовые знания о цветах, формах и материалах, чтобы у них были инструменты для создания чего-то нового. После этого сразу начиналась практика в мастерских. И только на третьей ступени преподавалась история искусств. И сегодня знание инструментов и большое количество практики — это важная часть обучения дизайнеров.

Круг Иттена до сих пор помогает новичкам подбирать удачные сочетания цветов для проекта, пока они не выработали насмотренность и не научились сочетать цвета самостоятельно.

пример использования круга Иттена из Баухауса
Постеры с базовыми цветами. Источник

Дизайнеры обращаются к простым формам 1920-1930-х годов и используют их в айдентике, дизайне упаковки, верстке и веб-дизайне.

Баухаус айдентика
Айдентика Института международных исследований. Источник
дизайн упаковки бутылок
Дизайн упаковки BAUBEER. Источник
лендинг от баухаус
Лендинг Biscuit Agency. Источник

А здание Баухауса стало узнаваемым символом и появляется во многих проектах и коллажах.

здание Баухауса как символ
Источник
баухаус в графике
Источник

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент