Что такое модерн
Модерн — это художественное направление в искусстве, основной принцип которого заключается в фразе: «Функция задает форму». Это выражение приписывают архитектору Луису Салливану. Оно означает, что в основу зданий, мебели и художественных произведений той эпохи сперва закладывали функциональность предмета, а уже потом прорабатывали внешний вид и эстетику.
Чем отличаются модерн и модернизм
Слово «модерн» переводится, как «современный», но его часто путают с созвучным понятием «модернизм», хотя это разные термины и разные явления в искусстве:
- Модернизм — это обобщенное название всех культурных течений в первой половине XX века. В него входят сюрреализм, экспрессионизм, кубизм, конструктивизм и другие направления того времени.
- Модерн — одно из множества течений начала XX века. В английской и французской культуре этот стиль также получил название ар-нуво, что в переводе с французского означает «новое искусство», в некоторых странах стиль также получил свое название.
А если хотите лучше разобраться в удаленных профессиях и понять, какая подходит вам, пройдите бесплатный профориентационный тест от SkillFactory — и получите гайды и пошаговые инструкции для старта карьеры.
Как называют модерн в разных странах
Страна | Название |
Великобритания и Франция | «Ар-нуво» |
Австрия и Венгрия | «Сецессион» |
Италия | «Стиль Либерти» |
Швейцария | «Еловый стиль» |
Германия | «Югендстиль» |
США | «Тиффани» |
Большое количество разных названий связано с тем, что представители искусства в каждой стране вкладывали в модерн свои смыслы и национальные особенности: мифологию, сказки, прикладное ремесло. Со сменой названия стиль приобретал индивидуальные штрихи, но оставался узнаваемым.
Как появился стиль модерн
Родиной направления считается Англия. Основоположником модерна называют Уильяма Морриса, главу движения «Искусства и ремесла». Идеей Морриса и его соратников стало желание доказать художественное превосходство ручного ремесла над массовой промышленностью. По мнению участников движения, фабричное производство убивало эстетику и вкус для создателя и потребителя товара.
Новый стиль быстро распространился по континентальной Европе, добрался до США и некоторых стран Южной Америки. Модерн стал реакцией на строгие ограничения и формализм предыдущих эпох. Представители течения внедряли новаторские идеи в искусство, архитектуру и дизайн. Модерн считают переходной фазой от классицизма к современным стилям.
С развитием промышленности появилось много новых технологий и материалов: стекло, железобетон, сталь. В стремлении к новому и уникальному искусству авторы объединяли природу, ремесло и культуру. В картинах преобладали цветочные мотивы, в архитектуре — плавные изогнутые линии, в интерьере — природные орнаменты. Большое влияние на художников оказали изящные японские гравюры.
Чтобы выражать свои мысли в новой эпохе и обсуждать их, творческим деятелям требовалась площадка. Так в Германии в 1896 году появился журнал «Jugend», что в переводе с немецкого означает «молодость». Художники, писатели и дизайнеры представляли в нем свои работы в стиле модерн.
В России эпоха развития модерна совпала с Серебряным веком в литературе и «Русскими сезонами» Сергея Дягилева в балете. Оба культурных явления ставили эксперименты и уходили от многолетних традиций. Танец, музыка, костюмы и декорации подавались как единая форма искусства — в этом заключалась характерная черта модерна.
Также в России выпускался свой журнал, посвященный новым веяниям, — «Мир искусства». Его тоже основал Сергей Дягилев совместно с художниками Александром Бенуа, Игорем Грабарем, Борисом Кустодиевым и Николаем Рерихом. Новая творческая площадка объединила тех, кто устал от академизма.
Таким образом, модерн стал интеллектуальной рефлексией в искусстве. Историки называют его не просто стилем, а целой эпохой в жизни общества. Благодаря развитию типографского дела, модерн быстро распространялся среди народа через журналы, афиши и плакаты. Работы получали живое обсуждение, а уникальные предметы декора становились желанной покупкой.
Временные рамки модерна заканчиваются Первой мировой войной. После нее в Европе временно прервалось развитие искусства. Модерн утратил популярность, изящество отошло на второй план.
Особенности стиля модерн
Модерн (или ар-нуво) имеет несколько характерных узнаваемых черт:
- Криволинейные формы. Изгибы, завитки, волны и другие плавные линии создавали видимость движения. Мастера не использовали прямые линии и острые углы.
- Природные мотивы. Растения, листья и бабочки встречались в декоративных элементах: мозаике, чеканке, витраже, эмали, ковке.
- Интеграция ремесла. Произведения искусства становились комплексными. Авторы объединяли народные промыслы с классической скульптурой, живописью или декором.
- Микс материалов. Архитекторы и дизайнеры вовсю экспериментировали с формами и текстурами. Основным сырьем служили железобетон, дерево, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.
- Много света. Декораторы играли со светом и тенью, чтобы создать ощущение уюта. Естественный свет заполнял большую часть пространства, а темные углы освещали бра и торшеры.
- Приглушенные тона. Палитра включала все светлые природные оттенки, а также пастель. Преобладали бежевый, светло-зеленый, коричневый, лавандовый, жемчужно-серый. Также встречались оттенки табака, увядшей розы и песка.
- Аллегории. Мифология, театр и сказки часто оказывались сюжетами авторских фантазий. Чтобы передать свою идею, мастера использовали символы. Например, лилия означала чистоту, ирис — негу, орхидея — трагедию.
Читайте также:
7 художественных стилей, которые повлияли на современный дизайн
Модерн в искусстве
Модерн охватил все сферы творчества и сильно повлиял на его восприятие. Авторы отвергали академические стили и создавали новые и уникальные мотивы, близкие к абстракциями.
Мастера осуждали копирование старого и не боялись проявить фантазию. На первый план выходили четкие лица либо фигуры, фоны стали цветочными или ковровыми. В сюжетах картин художники пытались переосмыслить философию смерти, скорби, любви.
Изобразительное искусство
Знаковой для модерна стала работа Германа Обриста — вышивка «Цикламен». Другое название, «Удар бича», распространилось благодаря критикам. Флористический мотив прекрасно передал напряженность в изогнутой линии: ни одного прямого угла. Узор подхватили декораторы по всему миру, и он стал символом ар-нуво и популярным орнаментом.
Герман Обрист известен не только как художник. Как учитель и журналист, он выступал за единение творческих людей из разных стран, чтобы искать и вместе создавать современный стиль. Также наиболее известными художниками-модернистами считаются Михаил Врубель, Густав Климт, Альфонс Муха, Виктор Васнецов и Александр Бенуа.
Декор
Бельгиец Виктор Орта первым стал использовать линию «удар бича» для оформления фасадов. Его здания с асимметричными несущими конструкциями входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Театр
Не только картины становились символами эпохи. Например, художник Лев Бакст прославился своими декорациями к балетным постановкам Дягилева: «Шехерезада», «Спящая красавица», «Нарцисс». На волне популярности «Русских сезонов» в Париже, Бакст стал одним из самых модных дизайнеров десятилетия. Капризная французская публика охотилась за его тканями и костюмами в восточных мотивах.
Ювелирное дело
Луис Комфорт Тиффани, сын основателя Tiffany & Co, привнес в модерн изысканность ювелирного искусства. На американской фабрике производили бронзовые лампы с абажуром из витражного стекла. Мастера вручную расписывали каждый торшер. Компания также продавала вазы и отдельные витражные композиции для окон.
Также популярностью пользовались броши в форме стрекозы, гребни для волос с узором в виде соцветий моркови, ожерелья с мозаичными павлинами.
Скульптура
Скульптуры эпохи модерна стремились передать динамику движения. Они ловили мгновенные эмоции на лице человека: влюбленность, блаженство, скорбь В отличии от античных идеальных форм, мраморные творения модерна подчеркивали несовершенство человека. Самые известные работы эпохи — «Мыслитель» и «Поцелуй» Огюста Родена, а также «Три нимфы» Аристида Майоля.
Модерн в архитектуре
Все архитектурные течения эпохи модерна объединяло стремление к синтезу разных тем, источников, форм и технических приемов. На смену строгой готике и пышному барокко пришла свобода творчества. По замыслам модернистов, на первое место встала природная естественность. Поэтому, чтобы отличить этот стиль от других, нужно знать лишь несколько основных особенностей.
В это же время, благодаря технической революции, люди стали уделять больше внимания домашнему комфорту. В богатых домах появились лифты, водопроводы, отопление. Архитекторам удавалось совместить уют внутри зданий и декор снаружи. Дома выглядели единым целым внутри и снаружи — от лепнины на фасаде до фурнитуры на комодах.
Здания в таком стиле сохранились до сих пор, самые популярные можно увидеть как в Европе, так и в России:
- «Дом книги» в Санкт-Петербурге, архитектор Павел Сюзор.
- Ярославский вокзал в Москве, архитектор Федор Шехтель.
- Храм святого семейства в Барселоне, архитектор Антонио Гауди.
- Музей прикладного искусства в Будапеште, архитектор Эден Лехнер.
- Особняк Тасселя в Брюсселе, архитектор Виктор Орта.
В Париже стиль модерн приобрел еще одно неофициальное название — стиль метро. Архитектор Эктор Гимар придумал соединить изящество ар-нуво с суровостью общественного транспорта. Над входами в метро появились характерные для модерна арки с растительным орнаментом и закругленные вывески.
У архитектуры в стиле модерн были особые черты:
- Функциональность. Вокзалы, биржи, универмаги, заводы и банки представляли собой практичные, но при этом изящные здания.
- Много света и воздуха. Колонны и балконы давали ощущения воздушности. Проемы строили арочными, чтобы впускать больше дневного света в помещения.
- Полная свобода в материалах. Проектировщики комбинировали бетон, стекло, металл и керамику, чтобы подражать природе. Именно пластичность бетона позволяла создать изгибы в линиях балконов и эркеров. Цоколь отделывали природным камнем.
- Большие окна и двери. Окна с витражами занимали всю стену либо напоминали открытые витрины магазинов. Двери в форме закругленных прямоугольников чаще всего располагались асимметрично.
Модерн в интерьере
В интерьере особняков и доходных домов эпохи модерна отсутствовал визуальный шум. Продумывалась каждая деталь: плинтус, комнатные растения, сувениры на полках. Пространство использовалось рационально: каждая деталь казалась уместной.
Типичный интерьер в стиле модерн включал в себя следующие черты:
- приглушенные и пастельные тона текстиля.
- деревянная мебель плавной формы, но без лишних изгибов.
- много стекла: бра, вазы, торшеры, зеркала.
- горизонтальные поверхности без мелких элементов декора.
Материалом для мебели служили сандал, ореховое дерево и тропический махагони — дерево красного цвета. Кресла, диваны и стулья обладали закругленными ножками и подлокотниками. На подушках и покрывалах вышивались цветы, бабочки и птицы.
Искусство мебельщиков, мастеров по красному дереву, стало во главу угла. Декораторы уделяли внимание каждой мелочи: даже уголки шкафов обладали узором или плавной функциональной формой. Один из видных представителей мебельного ремесла — Луи Мажорель. Француз умело подражал стилю природы и использовал для украшения формы лилии, чертополоха, стрекозы.
Модерн сегодня
Интерес к стилю возродился в XXI веке. Выразилось это в том, что архитекторы начали придерживаться лаконичности и единой концепции. Строения стали чаще делать из стекла и бетона, а для отделки выбирать пастельные тона.
У архитектурного модерна сейчас есть два пути развития:
- Бионический хай-тек — имитация природных линий.
- Эко-минимализм — максимальная вписанность в окружающий ландшафт.
Бионический хай-тек используется для масштабных объектов: стадионы, дворцы искусств, музеи. Формы зданий напоминают раковины моллюсков, яйцо или птичье гнездо. В декоре художники подражают паутине и пчелиным сотам. Био-тек объединяет современную инженерию, биологию и дизайн.
Эко-минимализм предполагает заботу об окружающей среде. Дома такого стиля набирают популярность в загородных поселках. Для единения с природой дизайнеры играют с тактильными ощущениями человека: приятного трогать живой зеленый мох на стенах или чувствовать под ногами натуральное дерево. Архитекторы отказываются от пластика и металла, чтобы добиться гармонии с природой.
Всемирный день модерна
С 2013 года 10 июня отмечается Всемирный день модерна. Инициатором праздника выступили Музей прикладного искусства в Будапеште и венгерский журнал Szecessziós Magazin. Дата выбрана в честь дня памяти Антонио Гауди и Эдена Лехнера.
В этот день в разных странах проводятся выставки, конкурсы, лекции. Каждый год организаторы выбирают тематику. Например, в 2023 году мероприятия посвящались природным материалам, в 2022 — типографскому искусству, а в 2021 — животным.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую