пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Швейцарский дизайн: как он изменил графику и типографику

Швейцарский дизайн: как он изменил графику и типографику
25 сентября, 2025
11 мин

Это направление — дизайнерский «Пиши, сокращай». В статье расскажем, какую революцию в дизайне произвел этот стиль и на какие идеи он опирается. 

Почему этот стиль — швейцарский? 

В начале XX века мир ускорился. Люди привыкали к мультимедийности: радио, кино и телевидению. В то время развивалась промышленность и бизнес. Товары требовали новой рекламы. Длинные тексты и сложные шрифты не подходили потребителям. Красивая и яркая картинка, гармоничные шрифты и минималистичные решения — вот что привнес швейцарский стиль в мир графики и дизайна.  

Всё началось с реформ художественного образования в Швейцарии, конкретно в Цюрихе и Базеле. Бельгийский художник Юлиус де Претере в 1906 году возглавил Школу прикладных искусств в Цюрихе. Он сместил фокус учебных курсов с классических форм искусства на промышленный дизайн. По его просьбе графический дизайнер Эрнст Келлер разработал курс типографики, который стал основой швейцарского дизайна. 

Келлер
Эрнст Келлер. Источник

вывел ее из числа второстепенных дисциплин.

Основные идеи швейцарского дизайна формировались с 1920-х по 1960-е годы в периоды развития рекламной типографики, Баухауса, русского конструктивизма и движения художников De Stijl. 

Из чего сделан швейцарский дизайн

Он не появился с нуля, а вырос из базовых принципов других стилей в дизайне и графике. Посмотрим, какие идеи швейцарский дизайн взял для себя. 

Баухаус 

Архитектурная и художественная школа Германии, которая обучала основам промышленного дизайна с 1919 по 1933 год. Главный ее принцип — «Форма следует за функцией». Каждый элемент дизайна имеет смысл и необходим в композиции.

Главное, что швейцарский дизайн взял у Баухауса, — функциональность и читабельные шрифты. 

здание в стиле баухаус
Здание школы Баухаус в стиле промышленной архитектуры. Источник
стул в стиле баухаус
Постер со стулом в стиле Баухаус. Источник

De Stijl

Творческое объединение Нидерландов, о котором мы подробно писали в статье о творчестве Пита Мондриана. 

В основе движения — абстракция и упрощение смыслов до геометрических фигур. На холстах и в архитектуре — прямоугольники, квадраты, треугольники. В цветовой гамме — синие, красные, желтые, черные, серые и белые оттенки. 

дом в стиле Мондриана
Дом Шредер с абстрактным дизайном движения De Stijl. Источник

Швейцарский дизайн с помощью геометрии, абстракции и цветовых акцентов очищает композицию от визуального шума. Из этой философии выросли модульные сетки, которые создают порядок на макете и делают контент приятным для зрителя. О них поговорим чуть позже. 

Русский конструктивизм

Конструктивизм — одно из направлений русского и советского авангарда. Это строгий геометричный стиль с понятными формами. Основные его ассоциации  — советские плакаты и прямоугольная, блочная архитектура. 

плакат Родченко
Александр Родченко. Плакат «Ленгиз: Книги по всем отраслям знания». Источник
Плакат Лисицкого
Эль Лисицкий. Один из самых известных плакатов. Источник

Швейцарский дизайн вдохновился универсальностью и практичностью конструктивизма. Стиль прежде всего информирует, а не украшает. Дизайнеры используют только необходимые элементы, убирают лишний декор.

Интернациональный типографический стиль 

Детали этого стиля легли в основу швейцарского дизайна и его типографики:

  • Асимметричные макеты. 
  • Модульные сетки.
  • Шрифты без засечек.
  • Выравнивание по левому краю без структурирования по ширине.
  • Фотографии вместо иллюстраций. Если без иллюстраций никак — они простые. 

Очень много для интернационального типографического стиля сделал дизайнер Ян Чихольд.

Ян Чихольд
Ян Чихольд за работой. Источник

Он работал над универсальным алфавитом и создал несколько знаковых шрифтов (Transit, Saskia, Sabon), которые стали частью коммерческой типографики.

Примеры шрифтов авторства Чихольда:

  • Transit, 1931 год.
шрифт транзит
Шрифт Transit. Источник
  • Saskia, 1931–1932 годы.
шрифт саския
Шрифт Saskia. Источник
  • Sabon, 1966–1967 годы.
шрифт сабон
Шрифт Sabon. Источник

Новые шрифты идеально вписывались в рекламы и газеты благодаря модульным сеткам. С их помощью верстальщики быстрее собирали удобную для чтения композицию. Дальше разберемся, как работают модульные сетки и какими они бывают. 

Модульная сетка 

Она делает дизайн понятным для чтения и удобным для восприятия. Ученик Эрнста Келлера, Йозеф Мюллер-Брокман работал над модульными сетками для печати. 

Сетка — это ряд вертикальных и горизонтальных линий, который разбивает пространство на равные части (модули). Верстальщик вставляет контент внутрь, а промежутки между модулями берегут элементы от слипания. 

Йозеф Мюллер-Брокман
Йозеф Мюллер-Брокман во время своего выступления. Источник

Когда вы читаете журнал или открываете сайт, скорее всего, перед вами именно модульная сетка.

Сетки бывают фиксированными и адаптивными. В первых количество колонок и модулей фиксировано, во вторых — меняется в зависимости от размера экрана и потребностей верстки. Фиксированные модульные сетки работают только в полиграфии: в дизайне плакатов, журналов, газет, книг, брошюр. 

В веб-дизайне используют адаптивную колоночную сетку — специально для экранов разных размеров. Это нужно для того, чтобы элементы не залезали друг на друга при просмотре на компьютере, планшете, телефоне или проекторе. 

виды сеток
Модульные сетки в Figma. Источник

Четыре столба швейцарского дизайна 

В прошлом веке было так много авторов, которые творили по идеям швейцарского дизайна, что сейчас их и посчитать сложно. Но они разработали основы этого направления: 

  • Форма следует за функцией.
  • Абстракция.
  • Типографика.
  • Фотографии лучше иллюстраций. 

А еще посмотрим на многогранность существующих работ. Ориентируйтесь на эти идеи и добавляйте их в свои проекты. 

Форма следует за функцией 

Дизайн объекта определяет его назначение и выполняет в первую очередь прикладную функцию. Например, рекламные плакаты информируют, привлекают внимание потребителей, вызывают интерес к продукту. Как именно? Решает дизайнер. 

Креатив в дизайне выделяет продукт среди конкурентов. IKEA упаковывает мебель в простые картонные коробки со своим логотипом, а внутрь кладет инструкцию по сборке с милыми персонажами. И перестановка в доме сразу становится приятной. 

инструкции в икее
Для икеевских человечков нет ничего невозможного. Источник

Абстракция в швейцарском дизайне продолжает эту идею. Каждый видит в изображениях что-то свое и испытывает свои эмоции. Это идеальный ход для афиш на мероприятия: люди смотрят на абстрактное изображение, появляется интерес к событию, и в их голове возникают разные образы. 

Типографика 

В швейцарском дизайне очень важны шрифты без засечек, например Helvetica, Univers и Akzidenz-Grotesk. Они простые, читабельные и красивые. А еще они универсальные: подходят как для постеров, логотипов и указателей в городе, так и для упаковки товаров. Изучим историю каждого из них. 

Helvetica

логотип BMW
Логотип BMW, который написан шрифтом Helvetica. Источник

Helvetica в переводе с латинского — «Швейцарская». Появился в 1957 году. Сейчас этот шрифт берут крупные компании для своих логотипов. В их числе Google, BMW и Olympus. 

Отличительные элементы: 

  • Высокие буквы и узкий интервал между ними. Это облегчает чтение текста.
  • Широкие заглавные буквы одинаковой ширины. 
  • Закругленные хвосты у некоторых букв. 
  • Узкая апертура. Буквы лучше выглядят на больших экранах и при крупной печати. На экране смартфона читаются хуже. 
начертание букв в гельветике
Пример расположения апертуры. Источник

Akzidenz-Grotesk

шрифт гротеск
Визуализация шрифта. Источник

«. 

Он встречается в корпоративном дизайне у Volvo и Nissan и появляется в айдентике и брендинге компаний.

Этот шрифт имеет: 

  • простую форму знаков.
  • узкую апертуру.
  • незначительный контраст штрихов — все элементы букв имеют примерно одинаковый размер. 
контраст штрихов
Визуализация контраста штрихов. Источник

Univers

логотип нефтяной компании
Нефтяная компания British Petroleum взяла этот шрифт себе в айдентику. Источник

Шрифт появился в 1957 году специально для шрифтовой компании из Франции, Deberny & Peignot. Univers — это «Вселенная» по-французски. Рабочим названием было «Monde», то есть «мир». 

Шрифт универсальный и хорошо читается на разных устройствах. Это один из немногих шрифтов, где видна разница между заглавной I и цифрой 1. 

Фотографии лучше иллюстраций

Фотографии создают динамику, акцентируют образы и эмоции. Они выглядят реалистично и стоят дешевле, чем сложная авторская иллюстрация. В современном мире не так важно, фото или рисунок находится в композиции. Основной вопрос: решает ли изображение задачу?  

афиша для городского театра
Армин Хофманн. Афиша для городского театра Базеля, 1965 г. Источник

Современные творцы адаптируют элементы швейцарского дизайна к своим работам: убирают избыточные элементы, фокусируются на контенте, выбирают простые и приятные для глаза шрифты. 

Всё это повышает функциональность продукта, делает его интуитивно понятным для пользователей.

Главное о швейцарском дизайне

Швейцарский стиль до сих пор влияет на дизайн: от рекламы и полиграфии до интерфейсов приложений. Его язык — простота и функциональность, которые никогда не устаревают. 

Он сформировался в середине XX века в ответ на ускорение информационного потока и распространение промышленного дизайна. Печатные продукты, газеты и рекламы не успевали за радио, телевидением и кино.  

Благодаря реформам печать стала минималистичной и функциональной. Идеи швейцарского дизайна выросли из Баухауса, русского конструктивизма, движения De Stijl и интернационального типографического стиля.

Швейцарский дизайн имеет понятный визуальный язык, в нем нет лишних элементов. Дизайнеры создают визуальную гармонию через модульные сетки. Форма продукта следует за его функцией. 

Особое внимание авторы уделяют шрифтам без засечек и расположению текста по левому краю без выравнивания по ширине. Цвета подчеркивают зоны, на которые зритель обращает внимание. 

Сейчас швейцарский дизайн используют графические дизайнеры и веб-дизайнеры при работе с рекламой, эстетикой сайтов, журналов, упаковкой товаров, коммерческой полиграфией и даже презентациями проектов. 

Этот стиль произвел революцию в графике, и она оказалась долговечной. 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент