пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Скевоморфизм: что это такое, примеры и роль в современном дизайне

Скевоморфизм: что это такое, примеры и роль в современном дизайне
15 мая, 2025
6 мин

Скевоморфизм — это стиль в дизайне, когда цифровые объекты выглядят как реальные. Дизайнеры намеренно делают элементы интерфейса похожими на физические объекты, чтобы упростить пользовательский опыт. Например, на рабочем столе корзина выглядит как настоящая, а планер оформлен как бумажный ежедневник. В статье рассказываем, как появился скевоморфизм, почему утратил популярность и как повлиял на современный дизайн.

Как появился скевоморфизм 

Скевоморфизм начал развиваться в 1980-х годах, когда появились первые графические интерфейсы. В то время компьютеры были чем-то новым и непривычным для пользователей. Поэтому дизайнеры стремились сделать интерфейсы понятными, опирались на реалистичные предметы. 

Первыми скевоморфизм стали использовать дизайнеры Apple. В 1984 году вышел Macintosh с интерфейсом, который напоминал офисный стол: папки выглядели как настоящие, а корзина была похожа на мусорное ведро. Иконки отбрасывали тени, имитируя реальные предметы, — все это помогало пользователям-новичкам быстрее освоиться в новой системе. 

калькулятор в макинтоше
Как выглядел интерфейс Macintosh. Источник

В 2000-х годах скевоморфизм стал стандартом для ПК. Например, Microsoft использовала похожие подходы в Windows. Элементы интерфейса максимально точно воспроизводили внешний вид физических аналогов. Например, калькулятор выглядел как настоящий, а плеер напоминал реальное устройство.

винамп
Проигрыватель Winamp для Windows — все кнопки и переключатели выглядят реалистично. Источник

В 2007 году Apple выпустила iPhone — первый смартфон с сенсорным дисплеем. Майк Лазаридис, основатель компании Blackberry — на тот момент монополиста на рынке, скептично отнесся к новинке. Он считал, что телефон без клавиатуры будет никому не интересен. Но сенсорный экран быстро завоевал популярность у пользователей. А дизайн в духе скевоморфизма помог пользователям быстрее привыкнуть к новым функциям.

первый айфон
Как выглядели экраны первого iPhone. Источник

Новый iPhone не только демонстрировал возможности экрана и графики, но и вызывал у пользователей доверие. Все иконки и элементы выглядели знакомыми, настоящими и были интуитивно понятны пользователю.

Например, приложение «Календарь» выглядело как ежедневник, «Заметки» — как желтые стикеры, а iBooks — как книжная полка с тенями и текстурами дерева. 

полки с книгами в айфоне
iBooks похожа на настоящий книжный шкаф. Источник

Почему стиль утратил популярность

В середине нулевых пользователи уже привыкли к цифровым интерфейсам. Им больше не нужно было, чтобы заметки выглядели как бумажные стикеры, а электронная читалка — как книжная полка. Скевоморфизм перестал выполнять свою главную функцию — делать интерфейс понятным.

Тени, блики, текстуры и объемные кнопки перегружали интерфейс, делали его тяжелым и визуально устаревшим. Кроме того, детализированные текстуры и иконки плохо адаптировались под разные размеры экранов. 

Что заменило скевоморфизм: плоский и материальный дизайн

В 2010 годах на смену скевоморфизму пришел плоский дизайн (Flat Design). Его ключевые элементы: отсутствие объема и текстур, простые формы и иконки, акцент на типографику

Пример плоского дизайна — операционная система Windows 8. Из меню «Пуск» убрали объемные иконки и детали — остались только плоские яркие блоки с текстом.

плоский дизайн в виндоус
Начальный экран с плитками в Windows 8, который заменил «Пуск». Источник

Дизайнеры сделали ставку на функциональность, современность и универсальность. В результате стиль можно было подстроить под любое устройство: от смартфона до телевизора. 

В 2014 году Google предложила новый взгляд на дизайн интерфейсов. Компания разработала собственную дизайн-систему — Material Design. Это своего рода компромисс между скевоморфизмом и плоским дизайном. С одной стороны, все объекты интерфейса выглядели простыми и визуально понятными. Но при этом были чуть более реалистичными. 

Ключевые особенности стиля:

  • Материальность. Все элементы интерфейса имеют толщину, могут накладываться друг на друга, отбрасывать тени и реагировать на действия пользователя.
  • Реалистичность. Тени у элементов создают реалистичную глубину и помогают быстрее ориентироваться в интерфейсе.
  • Плавные анимации. Каждый элемент анимирован последовательно, чтобы упростить навигацию.
  • Четкая структура. Все интерфейсы строятся по модульной сетке. Это делает дизайн стабильным и предсказуемым, особенно на разных экранах.
  • Готовые компоненты. Дизайнеры Google разработали библиотеку готовых элементов: кнопки, карточки, списки, меню. Это ускоряет разработку и делает приложения единообразными.
material design
Иконки и компоненты Material Design для Android. Источник

Стоит ли использовать скевоморфизм сегодня

Сегодня скевоморфизм как стиль устарел, но дизайнеры могут точечно использовать его, когда хотят достичь определенных целей. Например:

Для стилизации и создания ностальгического эффекта. Сегодня дизайнеры при создании интерфейсов зачастую используют неоморфизм — синтез скевоморфизма и минимализма. Для стиля характерны сдержанная цветовая гамма, тени и объем.

неоморфизм
Концепт приложения в стиле неоморфизм. Источник

При разработке приложений для пожилых пользователей. Людям, которые не привыкли к технологиям, реалистичные элементы помогают быстрее разобраться в интерфейсе.

При разработке музыкальных приложений. Микшеры и синтезаторы часто оформляют с визуальной отсылкой к реальным инструментам — это помогает воссоздать ощущение игры. 

При создании VR- и AR-интерфейсов. Виртуальные и дополненные среды часто используют скевоморфизм, потому что имитируют физический мир: ручки, кнопки, панели выглядят реалистично.

apple vision pro
Apple Vision Pro. Источник

Главное о скевоморфизме

1. Скевоморфизм — это стиль в дизайне, когда цифровые объекты выглядят как реальные.

2. Скевоморфизм начал развиваться в 1980-х годах, когда появились первые графические интерфейсы. Первыми его стали использовать дизайнеры Apple.

3. В 2000-х годах скевоморфизм стал стандартом для ПК. Например, Microsoft использовала похожие подходы в Windows. Элементы интерфейса максимально точно воспроизводили внешний вид физических аналогов.

4. В середине нулевых пользователи уже привыкли к цифровым интерфейсам. Скевоморфизм перестал выполнять свою главную функцию — делать интерфейс понятным. 

5. В 2010 годах на смену скевоморфизму пришел плоский дизайн. Затем его сменила дизайн-система Material Design от Google. Это своего рода компромисс между скевоморфизмом и плоским дизайном.

6. Сегодня скевоморфизм как стиль устарел, но дизайнеры могут точечно использовать его, когда хотят достичь определенных целей.

Что такое скевоморфизм простыми словами?

Скевоморфизм — стиль дизайна, в котором иконки и элементы интерфейса выглядят как настоящие.

В чем отличие скевоморфизма от плоского дизайна?

Скевоморфизм стремится реалистично передать предметы, сохранив тени и фактуру. А плоский дизайн делает акцент на минимализм и функциональность.

Почему скевоморфизм снова становится актуальным?

Дизайнеры могут точечно использовать стиль, когда хотят достичь определенных целей. Например, чтобы вызвать у пользователей ностальгию или адаптировать интерфейс для пожилой аудитории.

Где сегодня применяют скевоморфизм?

Также элементы скевоморфизма используют при создании VR/AR-интерфейсов и при создании музыкальных приложений.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент