пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Кнопка на Mac, скандинавский стиль и дорожные знаки: как женщины создавали инновационный дизайн

Кнопка на Mac, скандинавский стиль и дорожные знаки: как женщины создавали инновационный дизайн
6 марта, 2025
10 мин

… и почему про их достижения забывали. Утром вы пьете воду из минималистичного стакана «как из IKEA», когда садитесь в машину или такси — пристегиваетесь выдвижным ремнем, на работе жмете на кнопку Command (если вы пользователь макбука). Скажите за это спасибо женщинам-дизайнерам! Вспоминаем выдающихся женщин архитектуры, промышленного, графического и интерфейсного дизайна.

Проблемы женщин в дизайне

Мы не задумываемся, сколько повседневных вещей и важных атрибутов современной жизни разработали женщины. Причем они делали это в XX веке, когда пробиться в дизайнерское образование и тем более профессию было очень сложно. 

Сегодня у женщин в дизайне больше возможностей, но стеклянный потолок в профессии по-прежнему существует. Женщины могут расти до уровня middle, но с позиции senior преимущество получают мужчины. Среди арт-директоров мужчин в два раза больше, чем женщин.

стартовые позиции женщин и мужчин в дизайне
Исследование Duo Sapiens 2024 года. Источник

Разрыв в зарплатах есть на всех уровнях в сфере дизайна. Особенно заметным он становится на должностях senior, лид и арт-директор.

разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами

Почему это происходит? Из-за стереотипа, что женщины менее компетентны или согласятся на меньшую зарплату. Из-за предубеждения, что молодые девушки «все равно уйдут в декрет», а взрослые женщины «будут постоянно отпрашиваться из-за болеющего ребенка». Эти стереотипы настолько сильны, что женщины и сами верят в них и соглашаются с несправедливыми условиями труда.

Одна из важных опор для роста в профессии — это ролевые модели. Мы собрали галерею удивительных женщин-дизайнеров, которые помогут поверить в себя и поспорить с утверждением «Женщины никогда/всегда (подставьте ваш вредный стереотип)».

Архитектура: от Элизабет Уилбрахам до Захи Хадид

Женщины занимались архитектурой еще с XVII века. Они строили церкви и замки, но часто их работы забывали или приписывали современникам. Так вышло, например, c Элизабет Уилбрахам, которая за свою жизнь спроектировала около 400 зданий. Как минимум 18 церквей по ее проектам приписали ее ученику Кристоферу Рену. Остальные здания — «неизвестному архитектору». Только в начале XXI века исследователи архитектуры обнаружили настоящего автора строений.

Wotton House
Здание Уоттон-хаус, спроектированное Элизабет Уилбрахам. Источник

Вплоть до конца XIX века женщин не допускали получать образование в архитектуре, потому что это дело считалось мужским. Знаменитая школа Баухаус и в начале XX века продолжала отказывать женщинам и отправлять их в дизайн текстиля и керамики.

Но находились и исключения. Джулия Морган в конце XIX века отучилась на инженера в Университете Беркли. Затем она поступила в парижскую Школу изящных искусств. В 1902 году она стала первой женщиной в мире, которая получила официальное архитектурное образование. Морган открыла собственную архитектурную студию. За всю карьеру она разработала больше 700 проектов разных зданий в Калифорнии. Одна из ее самых известных работ — Херст-касл, в котором сегодня находится музей.

Herst Castle
Здание Херст-Касл в Сан-Симоне, Калифорния. Источник

Среди знаковых имен XX века — Лина Бо Барди. Итальянско-бразильская архитектор и дизайнер прославилась своим новаторским подходом. Она сочетала модернизм с бразильскими народными традициями. Бо Барди активно продвигала демократичную, социально ориентированную архитектуру и делала искусство доступным для всех. Параллельно она занималась дизайном интерьера, ювелирных украшений и сценических костюмов.

Lina Bo Bardi
Художественный музей в Сан-Паулу по проекту Лины Бо Барди. Источник

Сегодня все больше женщин строят карьеру и делают себе имя в архитектуре: вы точно слышали о Захе Хадид, возможно — о Кадзуе Сэдзиме и Шарлот Перьян. Несмотря на то что пока только шесть женщин-архитекторов получили престижную Притцкеровскую премию, верим, что лучшее — впереди.

Sadzima New York
Музей современного искусства в Нью-Йорке по проекту Кадзуе Сэдзимы. Источник

Скандинавский стиль и опенспейсы: женщины в интерьерном дизайне

Популярный сегодня скандинавский дизайн в интерьерах тоже во многом сформировала женщина-дизайнер. К 1920 году Айно Аалто обучилась на архитектора в Хельсинкском технологическом институте. Это один из первых вузов, которые допустили женщин к архитектурному образованию.

Работая над дизайном мебели, интерьеров и посуды, Аалто сформировала ключевые принципы скандинавского дизайна: функциональность, простоту, использование натуральных материалов и доступность. Ее работы отличались минималистичной эстетикой, практичностью и элегантностью. Некоторые ее проекты приписывали мужу Алвару Аалто, с которым они часто работали в коллаборации.

Аалто уделяла особое внимание эргономике и удобству использования предметов. Это ярко проявилось в ее мебели для Artek и стеклянной посуде для Iittala. Знаменитые стаканы Aino Aalto Glasses в 1932 году получили премию за лучший дизайн в Милане, стали иконой скандинавского стиля и до сих пор производятся.

Aalto glasses
Легендарные стаканы Aino Aalto Glasses. Источник

Революцию в офисном дизайне совершила Флоренс Нолл, которая принесла модернизм в рабочие пространства. Она применила в офисах принцип тотального дизайна. Нолл рассматривала офис как целостную среду, где мебель, освещение, текстиль и архитектурные элементы должны работать в едином ансамбле. Это подход, при котором дизайн офиса подчиняется функциональности и эстетике. Никакого декора ради декора. Чтобы планировать пространства для CBS, IBM и General Motors, команда Knoll сначала детально изучала, как работники проводят время в офисе, чем заняты и в чем нуждаются.

Среди заслуг Нолл — разработка модульной и встроенной офисной мебели — так можно эффективнее использовать пространство. Некоторые ее работы компания Knoll производит до сих пор.

Knoll sofa
Диван Knoll Relax стал мебельной классикой. Источник

За опенспейсы благодарить и проклинать тоже можно Флоренс Нолл. В ее концепции офисное пространство без кабинетов поощряет командную работу.

«Девицы-дизайнеры» в автопроме

В послевоенной Америке появился новый рынок для продажи автомобилей: женщины. Cadillac собрали команду талантливых женщин-дизайнеров, которые разрабатывали текстиль для салона автомобиля, полезные детали и стильные аксессуары с учетом женских предпочтений.

Идея была не только в том, чтобы изменить дизайн, но и в том, чтобы продвинуть машины на женскую аудиторию. Поэтому помимо таланта от кандидаток требовали возраст от 20 до 30 лет, привлекательную внешность и фотогеничность. В 1955 году в команду вошли выпускницы Института Пратта и Академии искусств Крэнбрук с дипломами дизайнеров: Сюзанна Вандербильт, Джанет Линдер, Рут Гленни, Сандра Лонгиер, Марджори Форд Полман и Пегги Зауэр. Их называли «девицы дизайна».

Сюзанна Вандербильт проработала в Cadillac 23 года и за это время придумала многое из того, что мы считаем очевидным в автомобилях. Например, она разработала бардачок — ящик для перчаток в приборной панели автомобиля. Сделала салон более комфортным: жесткие сидения вызывали боли в спине, Вандербильт предложила добавить под обивку мягкие надувные опоры.

И, конечно, выдвижные ремни безопасности — тоже ее заслуга. Основным средством безопасности в автомобилях первой половины XX века считался шлем. Вандербильт изменила его дизайн и предложила добавить в салон ремни — чтобы водителя не выбрасывало из машины ударной волной от аварии.

Vanderbilt cadillac
Сюзанна Вандербильт на фоне автомобиля, для которого разработала дизайн салона. Источник

Постмодернизм и дорожные знаки в графдизайне

Графический дизайн открылся женщинам быстрее, чем промышленный и архитектурный, поэтому здесь гораздо больше звучных имен. 

Важное имя в истории советского дизайна — Варвара Степанова. Она получила неполное художественное образование в Казанской художественной школе, а потом уехала с Александром Родченко в Москву, где продолжила учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества. 

Варвара занималась графическим и текстильным дизайном, сценографией, типографикой и оформлением книг. Активно участвовала в разработке конструктивистской одежды, стремилась создать удобные и массовые вещи, которые отражали дух новой эпохи.

Работы степановой
Спортивная одежда из линий и цветных блоков — яркая задумка Варвары Степановой. Источник

Переход от модернизма к постмодернизму в графическом дизайне ознаменовали работы Розмари Тисси. Она училась в Цюрихской школе дизайна, и уже в 20 лет ее работу напечатали в престижном журнале Neue Grafik.

После учебы Розмари работала в консалтинге, потом присоединилась к студии Зигфрида Одерматта и со временем стала его партнером. Вместе они основали студию O&T, занимались плакатами, шрифтовым и полиграфическим дизайном для культурных проектов и издательств.

Тисси сочетала в своем стиле строгую швейцарскую графику с яркими абстрактными элементами и неожиданными визуальными эффектами.

Tissi
Известный плакат работы Розмари Тисси, в котором столбец текста «обтекает» круг. Источник

Современный город невозможно представить без работ графического дизайнера Маргарет Калверт. Именно она разработала шрифт и систему дорожных знаков в Великобритании, которые стали основой для информационных систем по всему миру. В ее проекте появились красные предупреждающие, синие информационные дорожные знаки и большие синие указатели для трасс между городами. Она создала понятные без слов пиктограммы, которые можно различить издалека и на разной скорости.

calvert znak
Маргарет Калверт и знак «Дорожные работы» ее авторства. Источник

Женщина, которая подарила компьютеру улыбку

Женщины в дизайне интерфейсов не просто создают эстетически привлекательные продукты — они формируют удобные, инклюзивные и интуитивно понятные цифровые среды. Их вклад в UX/UI-дизайн меняет подход к взаимодействию с технологиями.

Например, Сьюзен Кэр называли «женщиной, которая подарила компьютеру улыбку». Она разработала многие элементы ранних компьютеров Macintosh, в том числе иконки Happy Mac, корзины, дискеты, курсор-руку и шрифты Geneva, Chicago, New York. Позже она участвовала в разработке эмодзи-реакций для крупной социальной сети и создала свою компанию Kare Design, которая занимается пиктограммами и шрифтами для цифровых продуктов.

Kare mac icons
Пиктограмму Command до сих пор можно найти на клавиатурах компьютеров Apple. Источник

Почему мы забываем женщин в дизайне

Историю дизайна, как и многих других областей жизни, писали мужчины про мужчин. Женский труд при этом оставался за кадром. Почему так сложилось?

Недоступное образование. Вплоть до XX века во многих странах женщинам невозможно было получить образование, а с открытием вузов женщин допустили далеко не во все профессии. Например, знаменитая школа Баухаус не принимала женщин на архитектурный курс. 

Сложности в трудоустройстве и карьере. В 2019 году Музей дизайна Великобритании провел исследование, которое показало, что 70% студентов на дизайн-специальностях — женщины. При этом доля женщин-дизайнеров в компаниях — всего 20%. Это говорит о сложностях трудоустройства для женщин. Исследование Duo Sapiens, приведенное выше, показывает, что уже принятым на работу женщинам проблематично вырасти по должности и в зарплате после уровня middle. В XX веке женщинам и вовсе доверяли только второстепенную работу: пока мужчины работали над дизайном книг, женщины отмывали литеры от чернил.

Присваивание работ. Как можно заметить по историям Элизабет Уилбрахам, Айно Аалто и Флоренс Нолл, часто даже пробившиеся в профессию женщины не получали признания. Их работы приписывали ученикам, мужьям и коллегам. Поэтому так важно реформировать историю дизайна и вспоминать забытые имена.

Что почитать и послушать о женщинах в дизайне

«Женщины в дизайне» — подкаст от издания Readymag. Наши современницы рассказывают о своем пути в дизайн и сложностях, с которыми они сталкиваются. Среди гостей подкаста — графические дизайнеры, иллюстраторы, арт-директора.

Ladies, Wine and Design — подкаст одноименного распределенного сообщества женщин-дизайнеров о современных трендах в индустрии, рабочих процессах и карьерном росте.

«Почему не было великих художниц?» — искусствоведческое эссе Линды Нохлин о том, почему звание гениального художника в истории чаще всего доставалось мужчинам.

«Человек не может жить без чуда» — мемуары, записки и доклады советского дизайнера Варвары Степановой, о которой мы говорили в этой статье. Хороший способ погрузиться в мир искусства начала прошлого века и подглядеть одним глазом, на что обращала внимание и о чем беспокоилась женщина в этой среде.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент