пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Челленджи, безумие и отсылки к Тарантино: как проходил редизайн школы Skillfactory

Челленджи, безумие и отсылки к Тарантино: как проходил редизайн школы Skillfactory
8 ноября, 2024
9 мин

Арт-директор Skillfactory Денис Тишков и бренд-директор Саша Кононенко рассказывают, с какими проблемами сталкивается дизайн-команда большой компании, когда начинает самостоятельно переделывать айдентику узнаваемого бренда без привлечения агентств. В статье будут забавные истории, полезные советы и другая #жизадиза.

Не все теории могут оказаться верными

Мы начали обсуждать идеи и подбирать референсы для новой айдентики, когда еще не было определенной концепции и бренд-платформы. То есть она разрабатывалась параллельно, но у нас пока не было конкретных тезисов, на которые мог опереться визуал. Это не лучшая стратегия работы, но такие ситуации тоже случаются.

Мы понимали, в какую сторону развивается продукт, поэтому решили не ждать итоговой концепции. Правда, не все вводные данные оказались правильными, и некоторые наши теории не прошли проверку.

Например, мы воспринимали многих конкурентов как образовательные машины и хотели, чтобы наши креативы были максимально человечными. Так новую айдентику получилось бы отстроить от других онлайн-школ. Но когда мы проанализировали актуальные лендинги в образовательной среде, то поняли, что их визуал тоже был очень человечным. Там были фотографии разных людей, авторские иллюстрации и живое общение с пользователем. Стало понятно, что если мы пойдем по тому же пути, то не сделаем ничего оригинального.

Не все референсы нужно понимать буквально

Мы начали двигаться дальше и наткнулись на референс здания ГЭС-2 в Москве. Это старая электростанция, которую переделали в стильное пространство. Один из создателей проекта говорил, что они «очеловечили» индустриальное здание, и мы также хотели «очеловечить» онлайн-образование.

Мудборд гэс-2 фасад здания и сайт

Не все в команде поняли этот референс правильно. Сформировалось представление, что в новой айдентике должно быть что-то индустриальное и технологичное. Сразу возник образ фабрики, потому что мы Skillfactory и направление реального опыта у нас называется Фэктори. Много набросков было сделано в эстетике мануфактурного дизайна.

Мерч Skillfactory после редизайна

При обсуждении этой идеи возник правильный вопрос — почему вообще на производстве есть яркие акценты? Потому что это пространство, в котором нужно четко видеть границы: где безопасно перемещаться, а где нужно остановиться.

Яркие акценты на производстве

То есть цвета на фабриках выбраны не для красоты: они выполняют сигнальные функции и привлекают внимание. Это то, что называют функциональным дизайном. Мы начали искать что-то в этом направлении и выбрали такую картинку:

Ярко-зеленая лестница и другие выделяющиеся элементы привлекают внимание и выполняют сигнальные функции

Это ярко-зеленая лестница, которая выбивается из серой рутины. На фоне большого количества книг она выглядит странно, неожиданно, но при этом органично. Это примерно то, что мы хотели показать — необычный и яркий путь в профессию.

Конкуренты могут выкатить похожую идею в самый неподходящий момент

Через пару месяцев появилось позиционирование. Главной фишкой школы стало обучение на реальном опыте, погружение в настоящую IT-среду. Все предыдущие идеи укладывались в эту концепцию, так что мы просто продолжили их развивать.

К этому времени в набросках появился образ платы. Идея была такая: пока ты не начал учиться, набирать опыт и новые навыки, ты представляешь собой базовую фигуру без каких-то особенностей — например, квадрат:

Вместо квадратов теперь платы

Потом ты получаешь опыт и начинаешь расти. Появляются новые сегменты, которые накладываются на «квадрат», то есть на предыдущий опыт. И в какой-то момент получается полноценная плата, которая функциональна и может работать. Это отражало процесс образования в IT.

Элементы накладываются на квадрат и создают новую фигуру

Гораздо позже мы вспомнили культовую цитату из «Криминального чтива». Мия, героиня Умы Турман, говорит Винсенту: «Не будь квадратом», что значит: «Не будь простым, предсказуемым, ограниченным». Но это было чистое совпадение, то есть изначально мы вообще не подразумевали отсылку.

Не будь квадратом, будь платой, мем из фильма

Дальше нужно было понять, как именно использовать образ платы в креативах. Она могла работать как маска, как залитый элемент, а если сильно ее увеличить — превращалась в путь:

Принцип дизайна плат

Мы начали искать идеальную форму платы и остановились на чем-то напоминающем флешку. Это было крутое решение, но при дальнейшей разработке идеи мы стали находить похожий визуал у других IT-компаний. Например, у Яндекс Talks была подобная плата — со скруглениями и скошенными углами:

Пример дизайна у Яндекса

Если идея приходит в голову не только нам, значит, она слишком очевидная, и ее нужно дорабатывать. Форму решено было сделать более строгой, и это как раз совпадало с запросом аудитории. Мы не хотели быть слишком фановыми, а более угловатая и простая форма задавала нотку серьезности. В итоге появилась плата, собранная из прямоугольников, без скошенных углов и сильных скруглений.

Первые варианты дизайна
Один из первых вариантов платы
Финальный вариант дизайна
Финальный вариант платы

Не только Pantone может придумывать интересные названия

Зеленый цвет, который был в старом логотипе, ассоциировался с чем-то неживым. И само изображение головы — это не живой образ. Чтобы презентовать новую концепцию, мы взяли изображение реального айтишника — основателя Figma Дилана Филда. Рядом разместили фотографию реального растения необычного цвета. Все это складывалось в одну концепцию: реальный опыт, реальные цвета, реальные люди.

Как придумали название для цвета

Дальше началось развитие палитры. Из документов и эскизов мы собрали все цвета, которые использовали до этого, и разбили их на три группы:

  • серьезные и строгие цвета для обучающих форматов;
  • нейтральные базовые цвета для историй студентов;
  • смелые яркие цвета для необычных креативов.
Что обозначают цвета в новом дизайне

Так как идея была в сочетании чего-то натурального и технологичного, мы решили дать цветам в палитре подходящие природные названия, как будто это были реальные цвета Pantone:

Цвета и их названия, которые есть в редизайне

Чтобы изменить логотип, нужно разрешение от правообладателя шрифта

Надпись в новом логотипе была набрана шрифтом Helios, в котором мы поменяли одну букву — пиксельную О. Она как будто зависла в процессе загрузки. Это было классное решение, но остальную типографику нужно было поправить. За этим мы обратились к шрифтовому дизайнеру с большим опытом, и он предложил несколько вариантов:

Типографика логотипа
Женщина думает, что шрифты одинаковые

С первого взгляда сложно заметить отличия, но они есть:

  • Изначально у буквы А была очень маленькая внутренняя часть. Пришлось сделать ее больше, чтобы при уменьшении логотипа начертание не смазывалось.
Разница начертания буквы А
  • Букву О в одном из вариантов сильно сжали, но мы просили снова сделать ее широкой. В итоге получилась непростая форма, потому что визуально буква кажется квадратной, но это не совсем так:
Новая буква О в названии компании

Для оформления соцсетей мы взяли акцидентный шрифт New Mashina, который подошел по настроению. Его тоже нужно было поменять, потому что начертания букв разрабатывались под латиницу, и из-за этого некоторые кириллические буквы получились странными.

Мы читали лицензию и понимали, что такие изменения придется согласовать с правообладателями, поэтому решили написать письмо в компанию Pangram, которая делала этот шрифт. Они довольно быстро ответили, что проблем с этим не возникнет и мы можем менять начертания букв на свое усмотрение, если это нужно. Так случается не всегда: некоторые компании могут потребовать за это дополнительную оплату. Но нам повезло.

При разработке дизайна для соцсетей можно случайно изобрести Facebook*

Для аватарок в соцсетях нужен был простой символ. Мы не могли использовать S или SF, потому что они уже заняты конкурентами. Пиксельная буква О тоже не подходила, потому что в ней вообще не читалось название компании. И тогда мы решили делать пиксельную F.

Получилось, на наш взгляд, очень крутое решение, которое идеально встало во все соцсети, пока не пришел один из наших коллег и не сказал: «Это, конечно, круто, но почему мы теперь Facebook*?». Обратная связь оказалась очень полезной. Мы настолько погрузились в свои идеи, что не заметили, как заново изобрели уже существующий бренд.

Тогда мы попробовали вообще не использовать буквы и заменить их пиксельными фигурами. Некоторые варианты получились странными, и по ним можно заметить степень нашего отчаяния. Но отвлекаться на безумие в процессе работы иногда полезно.

Когда ты делаешь странные, безумные варианты дизайна, мозг начинает нестандартно работать. В чем-то это похоже на рисование кружочков на полях, пока с кем-то разговариваешь по телефону. Ты рисуешь образы из подсознания, и оно может выдать как раз то, что ты ищешь.

В итоге у нас получилась суперпростая форма логотипа — буква F, которая состоит из шести пикселей:

После релиза новой айдентики тоже есть работа

Мы обновили айдентику в конце марта, сделали классный лендинг, видеопрезентацию, переодели все соцсети. Сейчас работы по созданию креативов больше нет, но нужно будет выстраивать коммуникацию. Каждый новый дизайн-продукт будет источником информации о новой айдентике. Мы будем смотреть, что идет не так, и дорабатывать ее.

Любую задачу будет проще решить, потому что айдентика представляет из себя работающую систему. Если появится необходимость сделать что-то необычное, мы сможем это задизайнить, потому что решение собирается, как конструктор. И, конечно, нужно будет совершенствовать гайдлайн, чтобы другим дизайнерам, которые пока не знакомы с новой платформой, было удобно с ней работать.

*Meta Platforms Inc. запрещена на территории РФ.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент