GIF был создан в 1987 году и пользовался популярностью по простой причине: компьютеры того времени не имели достаточно мощностей, чтобы воспроизводить даже короткие видео и небольшие по объему графические файлы. Пик популярности гифок пришелся на середину 90-х — это было модное средство для передачи информации. Затем в истории формата произошла некая стагнация, но в последние 10 лет он вернулся. Сегодня он востребован пользователями при оформлении онлайн-публикаций и переписке.
Для чего нужны анимированные GIF-файлы
Все банально — для развлечения пользователя. Функционал гифок довольно прост: это зацикленные анимированные файлы, которые можно просматривать бесконечно, а для запуска анимации не нужно кликать на какие-либо кнопки — все происходит автоматически. Людям скучно смотреть на статичные чертежи и инфографику, а GIF позволяет наглядно продемонстрировать сложные процессы, привлечь внимание к определенным объектам на странице, а также получить эстетическое наслаждение. Наверняка вам попадались гифки с горящим огнем, работающими механизмами и падающим снегом, и вы подолгу не могли от них оторваться, не так ли?
В прошлом десятилетии были актуальны анимированные баннеры и шапки сайтов — это выглядело неординарно и застревало в памяти. Но со временем пользователей стало раздражать бесконечное мелькание, которое перетягивало все внимание на себя. Сегодня GIF по-прежнему может оставаться на различных веб-ресурсах, но только в качестве приветственной анимации. После одного цикла GIF останавливается, и фокус внимания пользователя смещается на основной контент.
В каких сферах используются гифки
Применение анимированных GIF-файлов позволяет оживить любой материал, привлечь внимание к определенным его частям. Но важно соблюдать меру — не стоит размещать слишком много гифок на одной странице, чтобы не перегрузить пользователя и не испортить общее впечатление от контента.
Визуализация процессов. Инфографика в презентациях, как правило, статична. GIF-анимация позволит наглядно продемонстрировать изменение тех или иных показателей. Графические файлы данного формата подходят и для коротких обучающих видео, которые быстро грузятся и при этом достаточно информативны.
Маркетинг. Анимированные картинки с танцующими персонажами, мигающими лампочками и вращающимися предметами притягивают к себе внимание, поэтому их можно размещать рядом с объектами, на которые пользователи должны кликнуть, чтобы получить выгодное предложение. Маркетологи умеют привлекать покупателей, используя различные инструменты, но GIF рекомендуется применять не на постоянной основе, а в качестве приятного исключения. Ну, или в случаях, когда есть большая уверенность в успехе рекламной кампании.
Развлекательный контент. Не нужно быть дизайнером или программистом, чтобы размещать GIF-анимацию на своих ресурсах, — добавить файл такого формата в публикации может любой пользователь. Гифки стали особенно популярны в социальных сетях, где их применяют в качестве мемов для развлечения и просто ради шутки.
Часто гифки заменяют собой эмодзи, потому что способны изображать человеческие чувства в динамике, а также могут нести дополнительные смыслы, если сделаны на основе какого-либо фильма, мультика или популярного видео. Понять такие анимации в полной мере могут только люди, которые росли в одинаковой социокультурной среде.
Почему GIF до сих пор популярны?
Во-первых, потому что ими удобно обмениваться. Они занимают мало места на любом устройстве и при этом способны довольно точно передавать информацию об эмоциях и идеях. Во-вторых, этот формат универсален: файлы такого типа воспроизводятся на любых устройствах. На самом деле было предпринято много попыток заменить гифки на что-то более современное, с картинкой более высокого качества и большим количеством оттенков (GIF поддерживает всего 256 цветов). Но они ни к чему не привели.
Главные причины того, что гиф-анимация все еще с нами:
- разные браузеры. Если 20 лет назад все пользовались медленным, но единственным на тот момент Internet Explorer и применение гифок было оправдано низкой скоростью интернета и загрузки сайтов, то сегодня существует масса альтернатив. Но далеко не все приложения для интернет-серфинга способны адекватно воспроизводить видеоформат: где-то отсутствуют необходимые настройки, а где-то все еще не проработаны до конца ошибки в программном коде. GIF легко решает эту проблему — он работает в любых браузерах и на любых устройствах (стационарных ПК, мобильных телефонах и планшетах);
- HTML не поддерживает видео. Около 10 лет назад было сложно поделиться видеофайлом по одной простой причине: стандарт HTML до 2014 года просто не поддерживал такую возможность. И GIF-анимация оставалась чуть ли не единственным способом создать на странице не статичную картинку, а подвижное изображение. Да, это было возможно сделать и при помощи Adobe Flash Player, но данный модуль не функционировал на планшетах и смартфонах, а версию для владельцев iPhone разработчики вообще не посчитали нужным предусмотреть;
- GIF легко сделать самостоятельно. Для чего придумывать новый формат, если создать гифку можно при помощи одного клика мыши? Достаточно загрузить свой видеофайл на тематический сайт или использовать стандартный фоторедактор, который можно найти в наборе предустановленных производителем смартфона программ.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Преимущества и недостатки анимированных файлов
Как и у любого явления на этом свете, у гифок есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Вот несколько плюсов GIF-формата.
- Компактность. Небольшие анимации занимают мало места на диске, в отличие от изображений в формате JPEG. И если для ПК это не столь критично, то для мобильных устройств важно, чтобы принимаемый файл не занимал всю свободную память. GIF-формат в этом плане выигрывает у любых видеофайлов.
- Скорость загрузки. В последнее время алгоритмы поисковых систем уделяют особое внимание скорости загрузки сайта: чем она выше, тем выше и сам сайт в поисковой выдаче. Гифки загружаются быстрее даже самых коротких видео, поэтому их используют не только в качестве рекламных инструментов на баннерах, но и в роли, например, демонстрационных роликов.
- Продолжительность просмотра. Пользователи готовы в течение нескольких минут смотреть на зацикленный GIF-файл, но при этом могут не досмотреть 30-секундное видео до конца. Именно по этой причине маркетологи все чаще обращаются к GIF-формату для привлечения новой и удержания уже имеющейся аудитории. А секрет столь длительных просмотров прост: файл начинает воспроизводиться автоматически и не имеет звука. Не нужно кликать на кнопку запуска, регулировать уровень громкости, убирать или добавлять титры и т.д.
- Ироничность. Юмор в современном мире занимает особое место: он не просто разбавляет беседу и делает медиапространство более разнообразным — с ним людям проще пережить стресс и принять суровую реальность. GIF позволяет не только взглянуть на любую ситуацию в более оптимистичном ключе, но и заодно посмеяться над мегавысоким разрешением видеофайлов и поностальгировать по временам, когда интернет был более ламповым, а картинка — восьмибитной, но такой уютной.
У GIF-формата есть и минусы.
Возможность зашить в файл вредоносное ПО. Злоумышленники активно пользуются этим обстоятельством, поэтому перед скачиванием гифок с посторонних сайтов стоит убедиться в наличии у них сертификатов SSL. Для этого достаточно обратить внимание на адресную строку. Если доменное имя начинается с префикса https:// или изображения закрытого замка, то у сайта есть сертификация и его содержимое безопасно для компьютера. Но все же рекомендуем не забывать про установку антивируса, чтобы не пропустить появление вредоносного ПО на вашем компьютере после скачивания гифки.
Сложнее дело обстоит с электронной почтой. GIF-анимация с вирусом может содержаться в теле письма. Как уже было сказано выше, такие файлы запускаются автоматически, и шансы случайно заполучить вредоносные файлы на ваш компьютер значительно возрастают. Если хотите избежать заражения ПК, не открывайте письма от незнакомых отправителей и, по возможности, отключите отображение графических файлов в теле письма.
Небольшое количество цветов, невысокое качество и невозможность добавить звуковую дорожку. Точнее, звук поверх анимации добавить можно, но такой файл не сохранится в GIF-формате, а только в форматах видео, например AVI. Настоящие гифки — тихие. Мы добавили целых три минуса в одно предложение, так как все они ограничивают объем передаваемой с помощью файла информации. Вы не сможете выразить с помощью GIF всю красоту какого-либо момента или продемонстрировать художественный фильм, так как ограничения у формата довольно высоки.
Как создать GIF самостоятельно
Для начала понадобится видеофайл. Он может иметь любую продолжительность — в процессе создания вы сможете обрезать его под необходимую вам длину. Видео можно скачать в интернете или снять на смартфон. Хотите добавить текст и эффекты? Не переживайте: в любом из описанных ниже способов вам представится такая возможность.
GIF-сайты. Это решение наиболее популярно среди пользователей: не нужно скачивать сторонние приложения, изучать сложный интерфейс и настраивать программу определенным образом. Достаточно загрузить видеофайл на сайт или вставить ссылку на ваше видео. Далее сервис предложит обрезать файл до нужной длины, вставить эффекты и настроить качество изображения и скорость воспроизведения. Для создания GIF подходят и картинки — сервис создаст из них легкое подобие слайд-шоу, в котором вы самостоятельно задаете порядок и скорость смены кадров. Вот несколько популярных сайтов для создания гифок: gifius.ru, img2go.com, products.aspose.app.
GIF-приложения. Файлы такого типа можно создавать и без привязки к веб-ресурсам. Особенно это актуально для владельцев смартфонов, планшетов и иных мобильных устройств. Достаточно загрузить видео или серию изображений в редактор, а затем сохранить полученный результат. Среди популярных приложений можно отметить GIF Maker и GIPHY CAM, у которых есть версии как для Android, так и для iOS.
Графические редакторы. Для многих это неочевидно, но GIF можно создать и в Photoshop. Но для использования данной программы необходимо оформить подписку и освоить сложный интерфейс. Способ актуален для тех, у кого на ПК уже предустановлены графические редакторы, но обычным пользователям гораздо удобнее будет использовать тематические сайты или мобильные приложения.
Где скачать и как установить гифки на ПК и смартфон
На компьютер скачать и установить гифку проще всего. Для этого в любом поисковике достаточно вбить соответствующий запрос. Например, «GIF на рабочий стол». Система предложит массу веб-ресурсов, с которых можно скачать файлы. Не забудьте проверить их на безопасность и наличие SSL-сертификата. После скачивания файл можно будет установить как обои или заставку на ваш ПК. Для этого используйте контекстное меню на рабочем столе или в разделе «Настройки экрана».
Со смартфонами немного сложнее. Если необходимо просто скачать гифку для просмотра, то это можно сделать так же, как и в предыдущем случае. А для установки файла в качестве фона на рабочем столе придется дополнительно скачать приложение, в котором уже есть набор готовых анимированных обложек. При выборе приложения обращайте внимание на отзывы других пользователей, рейтинг, а также известность компании-разработчика.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую