Что такое сторителлинг и для чего он нужен
Само слово storytelling пришло к нам из английского языка и разделяется на «story» и «telling», то есть «рассказывать историю» в прямом значении.
Однако цель сторителлинга — не просто рассказать историю, но и вызвать определенные эмоции и реакции у аудитории. Хорошие истории способны захватывать внимание, вдохновлять, мотивировать и даже изменять мировоззрение людей. Они помогают лучше понимать мир и самих себя, а также учат нас важным жизненным урокам.
Сторителлинг полезен:
- Для ораторов. На публичных выступлениях, например во время TED Talks, эксперты делятся жизненным опытом, захватывающими историями и даже шутками, выстраивая ощущение дружеской беседы.
- Маркетологов. Истории создания бренда, передача его принципов и ценностей с помощью рассказа или диалога могут хорошо зацепить и удержать внимание покупателя и повысить продажи.
- Блогеров. Для ведения личного блога эмоциональная связь с аудиторией просто необходима: через правильно поставленный сторителлинг появится возможность собрать действительно близкое по духу сообщество вокруг блога и получать отклики подписчиков.
- Владельцев малого бизнеса. В наше время малый бизнес часто продвигается через социальные сети, и здесь, как и у блогов, важно построить сильную клиентскую базу, в чем как раз и поможет навык рассказывать истории.
- Художников. Через творчество можно передать личную историю, рассказать о пути в индустрии и многое другое. Сторителлинг в работах художников и художниц может использоваться как в одной иллюстрации, так и в полноценных сериях работ и даже в простых скетчах.
Сторителлинг и иллюстрация
В иллюстрации и других творческих сферах сторителлинг помогает раскрыть идею, контекст, дополнить историю через картинки. Например, наличие визуализации помогает в инструкциях или детских сказках — с картинками легче воспринять и запомнить информацию, а также это помогает построить эмоциональную связь.
С визуальной коммуникацией человек быстрее воспринимает информацию — этот факт подкрепляет и понимание того, как быстро меняется мир вокруг нас. Также визуал повышает доверие к прочитанной информации. Например, когда вместе с рецептом пирога мы видим процесс приготовления и итоговый результат, то делать его становится проще.
Как написать историю
«Скелет» истории выглядит чаще всего так: завязка, кульминация, развязка.
- Завязка — начало истории, знакомство с персонажами, введение читателя в сюжет.
- Кульминация — решающее событие, главный сюжетный поворот, пик повествования.
- Развязка — эмоциональный финал истории, разрешение основной проблемы, подведение итогов героями.
Но для начала нужно продумать мир, определиться с основной идеей и создать одного или нескольких главных героев. Этому этапу стоит уделить большее количество времени, потому что без продуманного лора — фоновой информации о мире, его истории, культуре, традициях и других деталях — будет сложно работать. В итоге нужно прописать следующее:
- мир, в котором история происходит;
- идея, которую она передает;
- главные герои;
- основная линия сюжета;
- завязка, кульминация и развязка;
- концовка.
В процессе разработки истории ключевую роль играет проработка окружающего мира — это фундамент, на котором строится вся сюжетная линия. Важно анализировать как реальные, так и вымышленные миры: фильмы, игры, вселенные супергероев или свои фанатазии. Проработать можно все: от географического описания территории до нравственных принципов общества, — потому что каждый аспект имеет значение и помогает читателю погрузиться в историю.
Что касается главной идеи, здесь можно обратиться к сказкам — они передают идею добра, дружбы, поддержки, борьбы со злом. Эта мысль должна считываться в качестве подтекста и «между строк» на протяжении рассказа. Напрямую она может быть выражена в концовке. Такой способ помогает погружать читателя или зрителя в историю без навязывания личного мнения.
Ваш главный герой должен быть описан так, чтобы вы могли предсказать его поведение в любой ситуации и понимать его мысли и чувства. От этого зависит эмоциональная связь читателя с персонажем. После тщательной проработки мира, идеи и создания персонажей можно приступить к развитию сюжета и сцен, чтобы читатели могли погрузиться в историю.
На этом этапе вы не ограничены ничем, ведь можно выбрать любые приключения или же рассказывать об обычной жизни. Героиня может иметь типаж «Мэри Сью» — артхетип, наделенный нереалистичными способностями и не имеющий недостатков. А действия героев зависят только от вашей фантазии.
коммерческий иллюстратор
профессия| 8 месяцев
коммерческий иллюстратор
Любите рисовать? Превратите хобби в профессию и на практике освойте 5 популярных направлений иллюстрации
научиться
Выбор стилистики
Передать настроение можно с помощью определенных цветовых палитр, композиции, уровня детализации и даже выбора инструментов. Например, использование карандаша или акварели в иллюстрации придает ей более мягкую и открытую атмосферу. В то же время резкие, толстые линии и яркие цвета создают напряженность, указывают на строгость и даже опасность.
Выбор стилистики зависит от назначения и места использования. Если иллюстрация создана для личного использования, то в ней будет больше творческой свободы, цветовой палитры и разрешенных тем. В этом случае ограничения есть только со стороны самоцензуры и закона.
Посмотрим на комиксы от Сары Андерсен — американской художницы, которая передает свои переживания, шутки и просто веселые моменты через рисование небольших комиксов. В качестве основного персонажа Сара использует саму себя.
Простые ежедневные ситуации, через которые мы проходим, раскрываются с помощью схематичных картинок. В них прослеживается активная функция сторителлинга: читатели соотносят себя с героиней, что дает понимание общности и похожих проблем.
Коммерческий сторителлинг
Однако сторителлинг может быть коммерческим — в этом случае компании и бренды хотят повысить вовлеченность и интерес к продуктам. Идеи для таких проектов ограничены по креативу и, часто, по времени. К тому же здесь тяжело работать по брифу: заказчик может представить одного персонажа, а художник по этому же брифу создаст другого.
В таких проектах важно больше времени уделять проработке персонажа, а вот мир можно создать позже. Стоит провести несколько разговоров с брендом, чтобы понять, каким они видят результат. Если же же компания доверяет вам как художнику, то можно предложить несколько концептов на выбор.
Самые яркие примеры сторителлинга в брендинге — маскоты фирм еды или напитков. Это часто яркие персонажи, которые вызывают положительные эмоции и рассказывают истории. Таким образом они повышают доверие аудитории не только к продукту, но и к компании в целом. Например, вот один из таких проектов для компании Komama Juice, специализирующейся на доставке свежих соков и смузи.
Обратим внимание на стиль и палитру, которые были подобраны для этого проекта. Полезные соки и смузи ассоциируются у нас с чем-то ярким, приятным, сочным, соответственно, и сами иллюстрации должны передавать такую атмосферу. В этом случае преобладают теплые цвета, есть акцентные крупные детали, а привычные формы превращены во фрукты.
Читайте также:
Кто такой коммерческий иллюстратор и чем он занимается
А вот пример визуального сторителлинга в фирменном стиле кофейни Cups. Иллюстрации передают дружелюбную и теплую атмосферу, потому что концепция бренда заключается в легкости и свободе.
В таком случае яркие цвета и детали не подходят по настроению. Нужно что-то простое, но в то же время сближающее с аудиторией. Поэтому выбор пал на стиль карандашного рисунка. Наброски выглядят просто, но это только подчеркивает концепцию простоты и удобства. Благодаря такой стилистике создается ощущение, что в кофейне можно расслабиться.
Еще одно направление коммерческого сторителлинга — иллюстрация книг. Чаще всего они рассчитаны на детскую аудиторию, но встречаются издательства, которые выпускают коллекционные издательства или книги об искусстве. Такие картинки помогают сразу же визуализировать все, что написано в тексте.
Иллюстраторы книг могут использовать разные техники в работе со сторителлингом — например, совмещать мягкие акварельные формы с тематическими палитрами для историй, связанных с морем.
Главное о сторителлинге в иллюстрации
- Сторителлинг — создание историй. Он помогает зацепить внимание аудитории, установить эмоциональную связь и передать идею через свой рассказ.
- В истории должны быть мир, главные герои, основная мысль повествования и развязка истории.
- Цель иллюстрации в сторителлинге — создать визуальную часть коммуникации со зрителем и передать ему нужную информацию.
- Сторителлинг в иллюстрации может быть коммерческим. С помощью визуального дополнения бренды выстраивают отношения с покупателями, вызывая приятные ассоциации.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться