Houdini Apprentice

Houdini Apprentice

Houdini Apprentice («Гудини Аппрентис») — это некоммерческая версия программы Houdini FX, разработанная специально для тех, кто только учится создавать 3D-спецэффекты или игры либо занимается этим в качестве хобби, а не на коммерческой основе. Создатели адаптировали программу для более легкого и понятного использования теми, у кого еще мало опыта. 

Области применения и задачи Houdini

Шоурил работ для кино и ТВ от разных авторов с официального YouTube-канала Houdini

Одна из основных сфер применения Houdini — это создание реалистичной анимации и эффектов для кино и игр: симуляция движения частиц, дыма, огня, взрывов, разрушений различных материалов и пр. Houdini часто является одним из главных инструментов VFX-художников — специалистов, которые отвечают за визуальные эффекты. С помощью программы можно как полностью разработать сцену падения метеорита или пролета дракона над городом, так и создать сравнительно простые и короткие ролики для рекламы продукта. 

Пример продуктового 3D-моделирования от Andreas Böinghoff с использованием SideFX Houdini. Источник

Другие важные сферы применения:

  • создание игровых пространств и их объединение в целостные локации (например подземелья);
  • процедурная генерация карт для интерфейса игры;
  • создание ассетов (игровых ресурсов) — наборов однотипных моделей, применяемых при разработке игры, например для оформления локаций.

Houdini популярен среди Unity- и UE-разработчиков: многие отмечают простоту и удобство интерфейса, а также широкие возможности для создания моделей и эффектов. 

Функциональные возможности Houdini Apprentice

3D-моделирование. Здесь есть примитивы, кривые Безье, полигоны, сплайны, плоскости и многое другое, к чему уже привыкли 3D-дизайнеры, работающие в других программах. В Houdini Apprentice можно создать ландшафт, строение, технику, животное, человека, вымышленного персонажа и др. В программе можно работать с частицами, которые позволяют смоделировать, например, огонь, дым, смерч, взрыв, галактику и многое другое. Наборы инструментов CloudFx и PyroFx дают возможность улучшать объемный внешний вид облаков, огня и дыма. 

Шоурил с анимацией частиц от Yechan Cho

Шейдинг и проработка освещения. Правильный и красивый свет крайне важен в кино и играх. В Houdini Apprentice можно детально настроить как точечное, так и общее освещение для создания нужной атмосферы. Программа отлично справляется с тем, чтобы сделать из одной и той же смоделированной сцены и день, и ночь с логичными источниками света. «Гудини» позволяет выстраивать освещение сложных объектов: стекла, драгоценных камней, воды, волос и др. 

Рендеринг. В программу встроен собственный движок рендеринга Mantra. Это CPU-рендерер, то есть он работает с помощью центрального процессора компьютера. Mantra хорошо справляется с визуализацией различных типов объектов, как простых, так и сложных. 

Создание анимации. В Houdini Apprentice есть анимация по ключевым кадрам, а также широкие возможности для персонажной анимации. Движение персонажей реализуется с помощью различных инструментов: риггинг, скелеты, просчет физики шерсти и волос и др. 

Шоурил студенческих анимаций с официального YouTube-канала Houdini

Проработка динамики. Динамика подразумевает то, как изменяется внешний вид самого предмета или объекта в движении. Например, как колышется ткань при дуновении ветра или как поднимается и опускается волна на реке. В Houdini Apprentice можно прорабатывать динамику жидкостей любой вязкости, твердых, упругих тел, ткани, волос и многого другого. 

Шоурил анимаций с физикой различных сред от Aydın Büyüktaş

Нодовый принцип работы в Houdini

Нода — это программная единица интерфейса Houdini, оператор, который обозначает те или иные параметры 3D-объекта. Нода выглядит как прямоугольник с входящими и выходящими соединениями. Каждое действие в программе (например добавление геометрической фигуры или источника света) порождает собственную ноду, и к любой из них можно вернуться, чтобы изменить параметры или удалить. 

Ноды для геометрической фигуры. Источник

Процесс работы в программе можно представить как создание нод и их связывание друг с другом. Ноды — это способ визуализации довольно сложного процесса моделирования. Однако не нужно полагать, что ноды делают интерфейс максимально простым и понятным. Операторов много, и, прежде чем вы научитесь применять их, нужно потратить несколько дней на обучение.

Плюсы и минусы программы

Плюсы:

  • возможность работать с 3D-графикой «под ключ»: от проработки модели до ее детальной анимации;
  • мощные и разнообразные инструменты для анимации персонажей;
  • улучшенные технологии работы с реалистичными текстурами и материалами: мехом, волосами и пр.;
  • высокие характеристики гидродинамики жидкостей и аэродинамики частиц, позволяющие добиться максимально реалистичного эффекта;
  • быстрый рендеринг сцен по сравнению с большинством 3D-программ.

Минусы:

  • сложный интерфейс с большим количеством вкладок, настроек, окон;
  • сложный для начинающих нодовый принцип работы;
  • наличие функциональных и технических ограничений в версии Apprentice (об этом рассказываем ниже);
  • невозможность использования Apprentice для коммерческих задач;
  • бесплатная лицензия действует только для одного компьютера. Для работы в качестве 3D-артиста или VFX-дизайнера понадобится платная версия. Ее стоимость — 4,5 тысячи долларов.
Фрагмент интерфейса с нодами и окном настройки объекта. Источник

Если вы чувствуете, что создание эффектов и анимации для игр и кино — это ваша сфера интереса, стоит попробовать поработать в Houdini Apprentice. Не нужно расстраиваться, если после старта интерфейс будет казаться непонятным или сложным. Просмотр уроков или обучение под руководством наставника позволят начать работу в «Гудини». 

Шоурил работы, созданной в Houdini, от Junru Tao

Где скачать Houdini Apprentice

Некоммерческую версию программы можно бесплатно скачать на официальном сайте, предварительно зарегистрировавшись. Каждые 30 дней лицензия будет обновляться, поэтому требуется подключение к интернету. 

У версии есть строгие ограничения. Вот наиболее важные из них:

  • нельзя применять ПО для коммерческих проектов;
  • нельзя использовать Houdini Apprentice в одном проекте вместе с коммерческой версией;
  • цифровые ресурсы, созданные в Apprentice, нельзя использовать с Houdini Engine или Houdini Engine Indie;
  • в Apprentice действует собственный формат файлов для сцен и ресурсов — .picnc. При рендеринге в иные форматы программа добавляет водяной знак, не позволяющий в полной мере использовать итоговый продукт; 
  • максимальное разрешение рендеринга ограничено 1280×720 px;
  • Apprentice не работает со сторонними рендерерами.

Полный список ограничений можно прочитать на официальной странице программы. Нарушение ограничений может повлечь за собой блокировку работы ПО.

С чего начать работу в Houdini Apprentice

После установки рекомендуем ознакомление с инструментами программы в следующем порядке:

  1. Работа с основными нодами.
  2. Инструменты моделлинга и процедурная геометрия.
  3. Симуляция.
  4. Работа с персонажами.
  5. Визуализация.
  6. Анимация.

Искать уроки по этим темам можно в открытом доступе на русском и английском языках. Если же у вас нет времени на самостоятельный поиск информации в интернете или хочется получить знания систематизированно и последовательно, запишитесь на онлайн-курс по 3D-графике и анимации, в программу которого входит работа в Houdini.

Другие термины на букву «H»

← Все термины

Медиа Contented