пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Инфографика

29 августа, 2024
7 мин

Инфографика — информация, поданная в виде изображений с целью упростить визуальную коммуникацию, преподнести некую сложную информацию кратко и ясно. Термин состоит из слов двух древнейших языков: латинского informatio (разъяснение, изложение) и древнегреческого γραφικός (письменный). 

Применение инфографики

Инфографика с популярными сериалами
Инфографика с популярными сериалами от till noon. Источник

Впервые об инфографике заговорили в середине прошлого века, когда появилась необходимость взаимодействовать с аудиторией не только посредством текста, требующего времени для прочтения, но и с помощью графических элементов. Так, в СССР большое распространение инфографика получила при оформлении выставок. В США в 80-х годах запустили производство газеты USA Today, где активно использовалось это нововведение. Впоследствии популярность газеты стала толчком к распространению визуализации данных и в остальных периодических изданиях США и других стран.

Публикация о Ломбардии с инфографикой
Публикация о Ломбардии с инфографикой от Manuel Bortoletti. Источник

Сегодня инфографика является привычным инструментом в графическом и коммуникативном дизайне с широким спектром применения. Области использования инфографики могут быть совершенно различными: образование, техника, журналистика, статистика и другие. То есть все те, где нужно донести информацию до конечного пользователя в удобном виде.

Среди областей применения инфографики можно выделить следующие основные.

  • Экономика (бизнес, маркетинг). Здесь в основе инфографики лежат числовые данные, по которым строятся графики, схемы, диаграммы. Данный стиль характерен для экономических, маркетинговых исследований, аналитических отчетов об эффективности бизнеса.
  • Социальная сфера (новости, политика, экология, общественно значимые вопросы и др.). Здесь инфографика используется для подачи оперативной информации и готовится под конкретное событие или проблему. Пожалуй, такая инфографика наиболее разнообразная и сложная, потому что она должна не только информировать, но и вызывать эмоции у читателя. 
  • История и наука. Хронографика, или историческая инфографика, используется там, где необходимо реконструировать какие-то события, воссоздать динамику в хронологическом порядке. Этому стилю в большей степени присущи повествовательный способ подачи информации, множество деталей и богатый сюжетный ряд. Такая инфографика часто сопровождается большими объемами текста.

Главная черта инфографики

Если говорить об отличиях инфографики от простых изображений или текста с изображением, то в первую очередь стоит упомянуть цель использования. Задача инфографики — это передача информации. В то время как иллюстрации чаще всего являются дополнением к тексту или же не несут никакой информационной ценности, а лишь задают настроение. Помощь в ориентации в огромном потоке информации, быстрая и наглядная визуальная коммуникация — это и есть основные задачи инфографики.

Инфографика-постер
Инфографика-постер от Manuel Bortoletti. Источник

Преимущество инфографики

Ценность инфографики в современном мире сложно переоценить: ежедневно человеку приходится взаимодействовать с огромным количеством информации, усвоить которую едва ли реально. Наш мозг имеет ограниченные «вычислительных мощности», поэтому для усвоения информации, то есть для перевода ее в долговременную память, требуется некоторое время и состояние покоя. Визуальную информацию мозг обрабатывает быстрее, используя для этого свои ассоциативные центры. То, что связано ассоциациями, прочнее укладывается в нашем «хранилище данных». Таким образом, визуализация позволяет человеку задействовать меньший ресурс мозга и запоминать данные более эффективно.

Основные типы инфографики

Так как основная цель инфографики — доступное донесение сложных данных, то основные подходы к подаче такой информации можно разделить на два типа: пояснительный и исследовательский.

  1. Пояснительная инфографика представляет собой результат проведенного исследования информации, своего рода синтез определенных фактов и выявленных в них закономерностей. Автор такой подачи берет на себя ответственность за изучение объемов данных, а аудитории демонстрирует лишь сделанные им выводы. Такая инфографика очень популярна, она наглядна и доступна простому обывателю. 
Пример пояснительной инфографики
Пример пояснительной инфографики: доступно, наглядно, не требует долгого анализа. Источник
  1. Исследовательская инфографика предназначена, скорее, для среды профессионалов или людей, хорошо разбирающихся в тематике. Такой способ подачи характеризует большой объем данных, часто отобранных в организованные графики и массивы для удобства анализа. Задача автора состоит в том, чтобы собрать и структурировать информацию. Выводы делают сами читатели. Этот стиль подачи данных, как правило, сложнее для восприятия и требует определенного уровня знаний.
Пример исследовательской инфографики
Пример исследовательской инфографики. Большой объем данных, требует определенных знаний, готовых выводов нет. Источник

Если говорить о способах реализации инфографики, то здесь можно выделить следующие стили.

  1. Минималистическая инфографика. Для этого способа подачи данных характерны минимум эстетики и несущественных компонентов. Основное внимание сосредоточено на точности подачи информации, что характерно для научных работ или инфографики в сфере бизнес-аналитики.
Минималистичная инфографика
Минималистичная инфографика от коллектива дизайнеров. Источник
  1. Детальная инфографика, напротив, отличается обилием элементов, с помощью которых создаются привычные читателю образы, что, в свою очередь, обеспечивает выразительность и образность информации. Такая стилистика в большей степени свойственна поясняющей разновидности инфографики.
Детальная инфографика
Детальная инфографика про работу сердца от Manuel Bortoletti. Источник

Минусы инфографики

Преимущества инфографики очевидны. Тем не менее не стоит злоупотреблять ею для донесения данных, и вот почему.

  1. Инфографика — это обобщение и схематичность, что уместно не во всех ситуациях.
  2. Визуализация и схематизация сложных данных требуют экспертного контроля, так как художник или дизайнер может пренебречь важными фактами или цифрами, что приведет к искажению информации. Это особенно актуально для научных публикаций и инфографики и сфере экономики.
  3. Несерьезность восприятия изображений читателями, нередко даже пренебрежение к иллюстрациям может помешать им воспринимать информацию. Такое отношение чаще характерно для старших поколений — миллениалы и более молодые люди привыкли к визуальной подаче данных с ранних лет и воспринимают инфографику как что-то само собой разумеющееся.
  4. Стоимость реализации инфографики для заказчиков довольно высока. Сложные и многосоставные данные требуют тщательной проработки, что не может не сказаться на цене ее исполнения. Однако этот минус является одновременно большим плюсом для дизайнеров!

Принципы хорошей инфографики

Как сделать хорошую инфографику? В первую очередь стоит определиться, для какой аудитории выполняется задача. Исходя из этого становится понятно, будет ли это пояснение или исследование. В первом случае обращайте внимание на детали, во втором — не перегружайте лишней информацией и без того большое количество данных. В обоих случаях не нужно использовать элементы, которые не несут никакой смысловой нагрузки.

Пример инфографик
Пример инфографик для широкой аудитории. Источник

Для какой бы аудитории вы ни работали, делайте свою инфографику последовательной и логичной. Должна быть четкая структура, а данные поданы в том порядке, в котором пользователь должен их прочитать.

Не пестрите, выберите 2–3 основных цвета, при помощи которых будете взаимодействовать со зрителем. Продумайте, какую функцию будет выполнять каждый цвет, и придерживайтесь выбранной схемы.

Лаконичность и цветовое единство
Лаконичность и цветовое единство — важная часть успешной инфографики. Источник

Используйте общедоступные и понятные элементы и символы для передачи визуальной информации (например, символы часов для обозначения периода времени, цифры для нумерации этапов, сегментированный круг для обозначения долей целого и т.д.). Соблюдайте единый стиль всех элементов.

Не бойтесь добавлять поясняющий текст, особенно если речь об инфографике для широкого круга пользователей.

Сервисы для создания инфографики

Основные профессиональные инструменты для создания инфографики — это векторный графический редактор Adobe Illustrator и растровый Adobe Photoshop, реже — Corel Draw, Figma, Sketch и др. Но если вы пока владеете ими плохо, то вам помогут популярные и доступные онлайн-сервисы. Вот некоторые из них.

  1. Google Developers

Бесплатный сервис для создания графиков и диаграмм от Google. Есть возможность выбора стиля графиков и диаграмм с настройкой параметров. Данные из исходной таблицы обновляются на графиках в реальном времени.

  1. Easel.ly

Популярен за счет огромной библиотеки бесплатных шаблонов. Среди минусов — отсутствие русского языка, но сервис доступен каждому, кто обладает хотя бы минимальными знаниями английского.

  1. Piktochart

Сервис, который подойдет для создания аналитической графики. Доступна загрузка данных в виде xlsx-файла. Не русифицирован.

  1. Visual.ly

Платформа насчитывает более 35 тысяч участников и популярна за счет возможности публиковать созданную инфографику в социальных сетях.

Отдельно стоит выделить сервис Сanva, который перестал быть доступным российским пользователям. Но ранее скачанная и активированная версия приложения до сих пор функционирует.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент