История психодизайна
Его корни следует искать в древних культурах, которые стремились создавать гармоничные и уютные условия для жизни. К примеру, в Древнем Китае появился и процветал фэншуй — учение о правилах символической организации пространства с целью правильного расположения потоков энергии ци. Тогда в этом не было ничего научного: практика опиралась на мистические понятия.
В Европе в XVIII–XIX веках люди стали обращать больше внимания на эстетику и функциональность своих жилищ: в это время активно развивались науки, процветали такие стили искусства, как классицизм, романтизм, импрессионизм и другие. Именно в этот период Иоганн Вольфганг фон Гёте написал книгу «Учение о цвете», в которой в числе прочего анализировал связь между цветом и душевным состоянием человека.
Но свой расцвет и некоторые научные основы психодизайн получил только в XX веке, когда появились новые технологии, материалы и профессия дизайнера интерьеров. Кроме того, именно в это время вышло множество фундаментальных трудов психологов. Появились различные теории цветового зрения, основанные на физических, физиологических и психологических факторах. В XX веке также развилась социальная психология цветовосприятия, которая изучала влияние культурных, возрастных и ситуативных особенностей на значение цветов для людей.
Наконец, именно в последние 150 лет возникла и развилась компьютерная графика, которая позволяет создавать трехмерные изображения зданий и интерьеров.
Принципы психодизайна
Мы проанализировали различные статьи на тему психодизайна и составили небольшой список рекомендаций, которые, по мнению авторов, помогают создавать психологически комфортные пространства для жизни.
- Учет особенностей личности. Это означает, что до начала работы над проектом дизайнер должен провести одну или даже несколько бесед с клиентом, узнать о его характере, стиле жизни, хобби, ценностях и мечтах, чтобы затем отразить их в интерьере. Например, для экстраверта часто выбирают яркое и насыщенное оформление, а для интроверта — спокойный и уютный дизайн с зонами для уединения и релаксации.
- Использование цвета как одного из основных элементов дизайна. Цвет является мощным инструментом, так как он может влиять на температуру, освещение и пространственное восприятие. Поэтому при выборе цветовой палитры для интерьера нужно учитывать психологические эффекты цветов, их согласованность и контрастность.
- Баланс между функциональностью и эстетикой. Специалист должен проектировать интерьер, который не только красив и гармоничен, но и удобен. К примеру, для кухни важно подобрать надежную мебель и технику, которую легко мыть, а в спальне лучше разместить больше текстиля, который будет скрадывать шумы, обеспечивая спокойный сон.
- Зонирование пространства. Внутри жилища должны быть раздельные зоны для отдыха, работы, игры и других видов деятельности. Сделать это можно с помощью мебели, света, цвета и других элементов.
- Декор, подчеркивающий стиль жизни или хобби. Это значит, что дизайнер должен учитывать интересы и увлечения своего клиента и выбирать такие декоративные элементы, которые будут отражать его индивидуальность и характер. Например, для любителя путешествий можно использовать карты, сувениры и фотографии из разных стран, а для музыканта — инструменты, ноты, плакаты с любимыми исполнителями.
Читайте также:
Цветовой круг Иттена: как дизайнеру сочетать цвета?
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Психодизайн в других сферах
Выше мы говорили только про интерьер, так как это основная область практического применения психодизайна. Однако это понятие можно встретить и в других сферах. Это объясняется просто: всё, что мы видим или слышим, влияет на нашу психику.
- Графический дизайн. Психологические основы помогают создавать эффективные и привлекательные визуальные образы, которые учитывают психологию восприятия, эмоций и внимания. Например, психодизайн помогает выбирать подходящие цвета, шрифты, композицию и стиль для логотипов, плакатов, сайтов и других графических продуктов.
- Промышленный дизайн. Дизайнеры создают удобные и безопасные предметы быта, которые учитывают психологию и физиологию человека. К примеру, чтобы продукт был приятен на ощупь, его могут делать из мягкой резины или пластика с покрытием Soft Touch. Это мотивирует людей пользоваться продуктом чаще.
- Урбанистический дизайн. Психодизайн помогает создавать комфортные и гармоничные городские пространства, которые учитывают психологию и социологию жителей. С его учетом дизайнеры выполняют зонирование, планировку, озеленение и освещение для улиц, парков, площадей и других городских объектов.
Критика психодизайна
Многие исследователи и профессионалы скептически относятся к психодизайну интерьера и придерживаются мнения, что он не является полноценной наукой. И вот на чем основана эта критика.
- Психодизайн не имеет четкой теоретической базы, единой методологии и общепризнанных критериев оценки. Он опирается на разные психологические теории и концепции, которые не всегда согласуются между собой и подтверждаются эмпирическими данными. У него нет стандартов и норм, которые бы регулировали практику его применения в жизни.
- Психодизайн не учитывает динамику психики человека: как возрастную, так и изменения под влиянием культуры, истории, места жительства и других внешних факторов. Психологический портрет человека не является статичным: мы развиваемся и меняемся, поэтому через пару лет созданный интерьер может уже нам не подходить.
- Многие дизайнеры интерьера, работающие в этом направлении, злоупотребляют своим авторитетом и навязывают клиентам те или иные решения, которые подходят по психотипу, но не нравятся им. Это стало возможным из-за того, что само понятие неоднозначно и субъективно, поэтому разные специалисты интерпретируют его по-своему.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую