пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Психодизайн

Психодизайн
28 сентября, 2024
5 мин

Психодизайн, или психологический дизайн, — это узкая область интерьерного дизайна, которая помогает создавать индивидуализированные пространства для жизни. Психодизайн использует методы из психологии, философии и архитектуры, чтобы адаптировать интерьеры и ландшафты под конкретного человека или семью. Эта область признается не всеми экспертами сферы, так как в ней есть сомнительные моменты.

История психодизайна

Его корни следует искать в древних культурах, которые стремились создавать гармоничные и уютные условия для жизни. К примеру, в Древнем Китае появился и процветал фэншуй — учение о правилах символической организации пространства с целью правильного расположения потоков энергии ци. Тогда в этом не было ничего научного: практика опиралась на мистические понятия. 

В Европе в XVIII–XIX веках люди стали обращать больше внимания на эстетику и функциональность своих жилищ: в это время активно развивались науки, процветали такие стили искусства, как классицизм, романтизм, импрессионизм и другие. Именно в этот период Иоганн Вольфганг фон Гёте написал книгу «Учение о цвете», в которой в числе прочего анализировал связь между цветом и душевным состоянием человека.

Содержание «Учения о цвете»
Гёте довольно глубоко погрузился в психологию цвета. Фрагмент из русскоязычного издания «Учения о цвете». Источник

Но свой расцвет и некоторые научные основы психодизайн получил только в XX веке, когда появились новые технологии, материалы и профессия дизайнера интерьеров. Кроме того, именно в это время вышло множество фундаментальных трудов психологов. Появились различные теории цветового зрения, основанные на физических, физиологических и психологических факторах. В XX веке также развилась социальная психология цветовосприятия, которая изучала влияние культурных, возрастных и ситуативных особенностей на значение цветов для людей.

Книга «Человек — цвет — пространство»
Фрагмент из книги «Человек — цвет — пространство» Г. Фрилинга и К. Ауэра. Источник

Наконец, именно в последние 150 лет возникла и развилась компьютерная графика, которая позволяет создавать трехмерные изображения зданий и интерьеров. 

Принципы психодизайна

Мы проанализировали различные статьи на тему психодизайна и составили небольшой список рекомендаций, которые, по мнению авторов, помогают создавать психологически комфортные пространства для жизни. 

  1. Учет особенностей личности. Это означает, что до начала работы над проектом дизайнер должен провести одну или даже несколько бесед с клиентом, узнать о его характере, стиле жизни, хобби, ценностях и мечтах, чтобы затем отразить их в интерьере. Например, для экстраверта часто выбирают яркое и насыщенное оформление, а для интроверта — спокойный и уютный дизайн с зонами для уединения и релаксации.
  2. Использование цвета как одного из основных элементов дизайна. Цвет является мощным инструментом, так как он может влиять на температуру, освещение и пространственное восприятие. Поэтому при выборе цветовой палитры для интерьера нужно учитывать психологические эффекты цветов, их согласованность и контрастность.
Цветовое решение в интерьере коворкинга
Коворкинг с цветными акцентами от DA bureau. Источник
  1. Баланс между функциональностью и эстетикой. Специалист должен проектировать интерьер, который не только красив и гармоничен, но и удобен. К примеру, для кухни важно подобрать надежную мебель и технику, которую легко мыть, а в спальне лучше разместить больше текстиля, который будет скрадывать шумы, обеспечивая спокойный сон.
  2. Зонирование пространства. Внутри жилища должны быть раздельные зоны для отдыха, работы, игры и других видов деятельности. Сделать это можно с помощью мебели, света, цвета и других элементов.
Зонирование пространства
Интерьер с зонированием пространства: гостиная и обеденная зоны. Проект дизайнера VŨ THANH THƯ. Источник
  1. Декор, подчеркивающий стиль жизни или хобби. Это значит, что дизайнер должен учитывать интересы и увлечения своего клиента и выбирать такие декоративные элементы, которые будут отражать его индивидуальность и характер. Например, для любителя путешествий можно использовать карты, сувениры и фотографии из разных стран, а для музыканта — инструменты, ноты, плакаты с любимыми исполнителями.

Психодизайн в других сферах

Выше мы говорили только про интерьер, так как это основная область практического применения психодизайна. Однако это понятие можно встретить и в других сферах. Это объясняется просто: всё, что мы видим или слышим, влияет на нашу психику.

  • Графический дизайн. Психологические основы помогают создавать эффективные и привлекательные визуальные образы, которые учитывают психологию восприятия, эмоций и внимания. Например, психодизайн помогает выбирать подходящие цвета, шрифты, композицию и стиль для логотипов, плакатов, сайтов и других графических продуктов.
  • Промышленный дизайн. Дизайнеры создают удобные и безопасные предметы быта, которые учитывают психологию и физиологию человека. К примеру, чтобы продукт был приятен на ощупь, его могут делать из мягкой резины или пластика с покрытием Soft Touch. Это мотивирует людей пользоваться продуктом чаще. 
Сочетание правильной формы и цвета
Такие глиняные вазы с мягкими изгибами формы и нейтральным цветом могут помочь создать дома спокойную и уютную атмосферу. Автор — Jeongeun Kim. Источник
  • Урбанистический дизайн. Психодизайн помогает создавать комфортные и гармоничные городские пространства, которые учитывают психологию и социологию жителей. С его учетом дизайнеры выполняют зонирование, планировку, озеленение и освещение для улиц, парков, площадей и других городских объектов.

Критика психодизайна

Многие исследователи и профессионалы скептически относятся к психодизайну интерьера и придерживаются мнения, что он не является полноценной наукой. И вот на чем основана эта критика.

  • Психодизайн не имеет четкой теоретической базы, единой методологии и общепризнанных критериев оценки. Он опирается на разные психологические теории и концепции, которые не всегда согласуются между собой и подтверждаются эмпирическими данными. У него нет стандартов и норм, которые бы регулировали практику его применения в жизни.
  • Психодизайн не учитывает динамику психики человека: как возрастную, так и изменения под влиянием культуры, истории, места жительства и других внешних факторов. Психологический портрет человека не является статичным: мы развиваемся и меняемся, поэтому через пару лет созданный интерьер может уже нам не подходить. 
  • Многие дизайнеры интерьера, работающие в этом направлении, злоупотребляют своим авторитетом и навязывают клиентам те или иные решения, которые подходят по психотипу, но не нравятся им. Это стало возможным из-за того, что само понятие неоднозначно и субъективно, поэтому разные специалисты интерпретируют его по-своему.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент