пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Единственное правило — никаких правил: зины как способ заявить о себе в мире дизайна

Единственное правило — никаких правил: зины как способ заявить о себе в мире дизайна
27 февраля, 2025
20 мин

Помните времена, когда фанаты The Clash и Sex Pistols собирались в гаражах и выпускали самодельные журналы о любимых группах? Если честно, мы тоже нет (спойлер: это были 70-е). Но именно тогда благодаря панк-культуре стали массово популярны зины, которые сегодня так ценят дизайнеры, фотографы и художники. Рассказываем, что это такое, чем они полюбились креаторам, когда появились и как менялись со временем. А еще — как создать свой зин и почему это один из самых крутых способов заявить о себе в дизайне.

Символ креативной свободы: что мы знаем о зинах

В мире, где каждый пиксель выверен по сетке, а каждый шрифт проходит десять кругов согласований, зины остаются территорией творческой свободы — за это их и любят.

Что такое зины

Если коротко — любительское малотиражное издание, которое обычно создает один человек или небольшая группа единомышленников. Само слово произошло от английского magazine — журнал, только с панковским настроением и абсолютной свободой.

Зины создают на потоке творчества, без перфекционизма и страха быть непонятым. Это как личный блог, но в печатном или диджитал-формате, где вы сами определяете правила игры. В одних зинах есть четкое повествование и структура, а другие — абстрактны и сделаны, чтобы наслаждаться визуальными экспериментами.

примеры зинов
Для зина не обязательно покупать дорогую бумагу и делать твердую обложку. Его основная ценность — в уникальности идеи и контента. Источник: The International Magazine Centre

Чем зины отличаются от обычных журналов

Их главное отличие от традиционных изданий — полная свобода и доступность. Например, чтобы создать журнал, приходится следовать редстандартам и подстраиваться под коммерческие задачи. А у зина нет никаких «так принято» и «надо соответствовать гайдлайнам»: не нужно знать все правила типографики и композиции, никто не будет осуждать вас за торчащие нитки или расставленные не по сетке элементы.

Тематика может быть любой: от коллекции любимых мемов до серьезных рассуждений о будущем дизайна, от истории про вашего кота до размышлений о красоте ошибок. Тираж тоже может быть каким угодно, хоть в единственном экземпляре. В зинах нужно экспериментировать и наслаждаться творчеством — здесь вы автор, идейный вдохновитель, художник, главред и верстальщик в одном лице.

уникальные зины
Каждый зин уникален и может ограничиваться только фантазией автора. Источник: sostav.ru

От памфлетов эпохи Возрождения до диджитал-артбуков: история развития зин-культуры

История зинов — это летопись свободы самовыражения. Все началось еще в 16–18 веках, когда появилась печать. Тогда общественные активисты делились своей точкой зрения с помощью памфлетов — коротких остросатирических брошюр, чаще всего политического характера. Их писали от руки и тайком передавали друг другу. Памфлеты можно назвать прародителями зинов, но зины в привычном понимании появились лишь спустя пару веков.

1930-е: зарождение зинов

Первым официальным зином считается журнал The Comet, который появился в Америке 1930-х годов. Это были небольшие печатные комиксы с независимыми сюжетами. Создали The Comet любители сайенс-фикшена из Чикагского клуба научных корреспондентов. Фанаты хотели обмениваться мыслями и расширять сообщество, поэтому распространяли журнал на своих встречах и пересылали по почте.

Экземпляры the comet
Экземпляры The Comet 1930–1940-х годов. Источник: The People’s Graphic Design Archive

Так зародилась долгая традиция научно-фантастических журналов, или фэнзинов. Они стали платформой для обсуждения книг, авторов и фантастических идей.

1940–1960-е: расцвет американских фэнзинов

В 1940-е научная фантастика стала главной темой зинов. Даже писатель Рэй Брэдбери не остался в стороне: в 18 лет он выпустил Futuria Fantasia, где публиковались именитые фантасты — от Роберта Хайнлайна до Дэймона Найта. За год вышло четыре номера, которые заметно повлияли на развитие жанра.

пример американского фэнзина
Обложка первого выпуска Futuria Fantasia. Источник: offworlders.com

Постепенно движение разрослось — идею зинов подхватили и другие творческие сообщества. Они создавали свои независимые издания, экспериментировали с форматами и стилями. Битники выпускали поэтические зины вроде Floating Bear или F*ck You: A Magazine of the Arts и публиковали там экспериментальную поэзию и прозу. Художники создавали арт-зины — одним из самых известных можно назвать Semina Уоллеса Бермана, где он смешивал коллажи, фотографии и тексты.

журнал Semina
Журнал Semina значительно повлиял на искусство и литературу Южной Калифорнии середины 20 века. Источник: elizabethrooklidge.com

Активисты использовали формат для продвижения своих идей. Например, феминистский журнал Voice of the Women’s Liberation Movement стал важной площадкой для обсуждения прав женщин.

пример журнала про женское движение
Экземпляр Voice of the Women’s Liberation Movement. Источник: redstockings.org

Именно тогда слово «фэнзин» превратилось просто в «зин»: журнал уже не обязательно был фанатским, главное — делать его своими руками и с душой. Но среди любителей научной фантастики фэнзины были по-прежнему популярны и даже влияли на киноиндустрию. Например, благодаря активной кампании в фэнзине Spockanalia поклонники Star Trek добились, чтобы их любимый сериал продлили еще на один сезон. А актеры настолько впечатлились энтузиазмом фанатов, что писали в журнал письма, иногда от имени своих персонажей.

пример фэнзина по стар треку
Фрагменты из фэнзинов Spockanalia по сериалу Star Trek. Источник: startrek.com

1950–1960-е: фолк-зины и первый советский самиздат

В 50-е годы, на волне популярности фолк-музыки, художница и редактор Ли Хоффман создала серию влиятельных зинов: Bad Day at Lime Rock, Caravan и Quandry. В них переплетались рецензии на пластинки, репортажи с концертов и живые дискуссии о будущем фолка по обе стороны Атлантики.

разворот самиздата
Разворот Bad Day at Lime Rock 1959 года. fanac.org

В это же время в СССР появился свой уникальный феномен — самиздат. Термин придумал поэт Николай Глазков, который с 1952 года начал ставить на своих книгах надпись «Самсебяиздат» в противовес официальному госиздату.

обложка советского самиздата
Несколько лет назад коллекцию самсебяиздата Николая Глазкова продали на аукционе почти за полмиллиона рублей. Источник: litfund.ru

В результате самиздат стал способом распространения неподцензурной литературы среди интеллигенции. На машинках с копировальной бумагой перепечатывали произведения Пастернака, Солженицына, Шаламова и других запрещенных авторов.

С конца 1950-х самиздат стал более организованным — стали издавать литературные журналы «Синтаксис», «Ересь» и «Феникс». А в 1966 году в Свердловске вышел первый советский фэнзин — «Гусли кота Василия».

литературный самиздат
Обложка поэтического альманаха «Синтаксис» 1959 года. Источник: «Википедия»

1970-е — начало 1980-х: панк-революция и бум DIY

В 70-х зин-культура пережила настоящий взрыв — во многом благодаря панк-движению и доступности копировальной техники. Молодежь бунтовала против системы, музыканты записывали альбомы в гаражах, а дизайнеры создавали совершенно безумные вещи.

Для фанатов The Ramones, Sex Pistols, The Clash и других панк-групп зины стали главным способом выразить протест. Культовые издания вроде Sniffin’ Glue и Maximum Rocknroll делали буквально на коленке: тексты печатали на машинке, картинки вырезали из газет, добавляли фото с концертов, все это клеили как попало, размножали на ксероксе и сшивали. Никаких четких макетов и полиграфического лоска — только хаос, спонтанность и энергия.

обложки ripped tom
Обложки Ripped&Torn, 48 Thrills и Bondage. Источник: christies.com

Зины не просто поддерживали андеграундное сообщество, а создавали его. В них публиковали рецензии на концерты, интервью с музыкантами, тексты песен и манифесты. Это были настоящие голоса улиц, где каждый мог высказаться без цензуры и правил.

андеграундный зин
Разворот Sniffin’ Glue 1976 года. Источник: noahny.com

В Советском Союзе самиздат тоже проник в музыкальную сферу и повлиял на развитие независимой рок-сцены. В 70–80-х появились подпольные группы: «Аквариум», «Кино», «Наутилус Помпилиус», которые распространяли свою музыку и тексты через самиздат.

самиздатовский винил
Самиздатовский виниловый альбом группы «Аквариум» 1987 года. Источник: litfund.ru

В итоге такая эстетика «сделай сам» определила визуальный язык целого поколения и заложила основы панк-дизайна: рваные коллажи, кричащие заголовки, небрежная верстка, рукописные вставки и характерный «грязный» ксероксный стиль. Многие современные бренды до сих пор используют эти приемы, когда хотят добавить продукту бунтарский характер или чувство аутентичности.

бунтарский характер обложек
Современные зины в стиле панк. Источник: Behance

Вторая половина 1980-х — 1990-е: время андеграунда

После панк-революции зины окончательно стали площадкой для всех, кого не пускали в мейнстрим. В 80-е и 90-е они превратились в альтернативную медиасеть, где каждое сообщество могло говорить о своем и по-своему.

Особенно ярко это проявилось в феминистском движении Riot Grrrl. Активистки создавали зины, где откровенно говорили о сексизме и насилии, подталкивали женщин бороться за свои права и создавать музыкальные группы. Наиболее известные фем-издания — Jigsaw, Bikini Kill и Girl Germs.

обложка фем-издания
Обложки Bikini Kill и Jigsaw 1991 года. Источник: zinewiki.com

В России самыми активными зин-мейкерами неожиданно стали футбольные, а затем и хоккейные фанаты. На матчах они распространяли самодельные газеты и журналы из рук в руки и тем самым создавали комьюнити.

российские самиздат-газеты
Одним из наиболее популярных изданий было петербургское «Знамя “Зенита”». Источник: Ландскрона — объединенный сайт фанатов ФК «Зенит»

Параллельно с этим легендарные зины «Рокси» и «Урр’лайт» рассказывали читателям о подпольной рок-сцене. Их авторы придумали особый стиль музыкальной журналистики: ироничный, острый, с массой культурных отсылок.

экспериментальная верстка журналов
Оформление этих зинов — с самодельными иллюстрациями и экспериментальной версткой — стало визитной карточкой российского андеграундного дизайна. Источник: litfund.ru

2000-е: затишье перед бурей 

С приходом интернета делать зины стало проще — но и нужда в них почти исчезла. Пространство для свободы слова и творчества переместилось в онлайн: фанаты обсуждали музыку на форумах, делились артом в блогах, а тексты распространяли через LiveJournal и Myspace. Печатные выпуски теряли аудиторию, ведь в сети все было быстрее, удобнее и дешевле.

В нулевые зины стали нишевой историей и пользовались популярностью лишь среди художников, панк-сообщества и активистов — здесь по-прежнему ценили ручную работу и независимость самиздата.

зины ручной работы
Большинство зинов этого периода создавали на компьютере и распечатывали на принтерах. Источник: eBay

2010–2020-е: переосмысление и новая эра зин-культуры 

Зины недолго оставалась в тени и уже в 2010-х обрели новый смысл — их начали воспринимать как независимые медиа, объекты искусства и часть DIY-культуры. Развиваются цифровые форматы: веб-зины, PDF-журналы, диджитал-арт-буки. Но самым неожиданным трендом стали печатные зины.

диджитал арт-буки
На фоне усталости от цифрового контента люди снова захотели держать в руках что-то настоящее, сделанное вручную. Источник: Телеграм-канал музея GARAGE

Теперь это не только способ самовыражения, но и предмет коллекционирования. В крупных городах открываются магазины, которые специализируются на зинах, музеи организуют выставки зинов, а зин-фестивали привлекают новых авторов и читателей.

журналы как предмет коллекционирования
В лондонском магазине Village Books представлена коллекция из более чем 130 зинов. Источник: villagebooks.co
выставка зинов в США
Выставка зинов в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 2024. Источник: The Guardian

В Нью-Йоркской Школе визуальных искусств (SVA) и вовсе есть целая лаборатория RISO LAB, где учат создавать арт-зины.

работы студентов
Работы студентов RISO LAB. Источник: сайт SVA

Российская зин-культура тоже переживает подъем. Значимый вклад в ее развитие внесли художницы Кристина Сергеева и Кристина Шкилева: в 2022 году они организовали в Санкт-Петербурге фестиваль зинов и фотокниг NIZINA. Мероприятие сразу стало центром притяжения для десятков фотографов, дизайнеров и художников со всей страны. Теперь фестиваль проходит ежегодно и активно расширяет географию: NIZINA уже был в Самаре, а 19–20 апреля его представят в Тюмени.

покупка зинов
На NIZINA можно не просто смотреть работы креаторов, но и покупать их для своей коллекции. Источник: Design Mate

Сегодня зины можно найти во многих известных местах. Например, петербургский книжный «Подписные издания» регулярно пополняет коллекцию самиздата, в московском «Манеже» есть своя зин-библиотека, а в галерее «Граунд» каждый год проводят «Зин Фест» — первый в России фестиваль малотиражных авторских книг, участником которого может стать любой желающий.

открытие зин-библиотеки
На открытии зин-библиотеки в «Манеже» были люди разного возраста, что показывает — самиздат привлекает не только молодежь. Источник: сайт ЦВЗ «Манеж»

Интересные проекты появляются и в регионах: в Екатеринбурге в 2020 году проводили фестиваль зинов «Самопал», а на Дальнем Востоке с 2023 года проходит фестиваль самиздата «ЗИН-ЗИН!». Все это подтверждает: зины не просто выжили в эпоху повсеместной цифровизации, но и остались важной формой самовыражения по всему миру.

Форматы зинов: от тетрадки до арт-бука

Зины могут принимать любую форму, какую только подскажет фантазия: от одностраничного манифеста до полноценного художественного альбома. Их можно нарисовать или сверстать в Figma, собрать коллаж из вырезок и добавить фактуры с помощью ткани, нитей, засушенных растений — главное, чтобы формат работал на вашу идею.

Классическая тетрадка

Это когда несколько листов A4 складывают пополам и сшивают по центру. Такой формат особенно подходит для текстовых материалов, комиксов или смешанного контента, например для личного дневника с зарисовками или иллюстрированного сборника стихов. Плюс зин-тетрадки — ее легко сделать своими руками без брошюровщика, промышленного резака и другого спецоборудования. Многие начинающие авторы выбирают этот формат для первых экспериментов с зинами.

зин Антона Горбунова
Зин Антона Горбунова, создателя питерского бренда одежды Liars Collective. Источник: Behance
зин о японском кино
Зин о японском кино ARUITEM, работа Наны Колодезниковой. Источник: Дипрофайл

Мини-буклет

Компактный формат в виде книжки с несколькими страницами. Мини-зины подходят для коротких историй, комиксов, цитатников, карманных гидов. Их удобно носить с собой: можно раздавать знакомым и коллегам или оставлять в неожиданных местах как часть стрит-арта.

работы с выставки
Работа с выставки «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки». Источник: сайт ЦВЗ «Манеж»

Одностраничный зин

Настоящий вызов для креативности, ведь здесь важно выжать максимум из ограниченного пространства. Одностраничники часто используют для поэзии, манифестов, мини-портфолио и концептуальных арт-проектов, например когда хотят показать визуальный дневник одного дня или творческий процесс в виде скетчей. В развернутом виде такой зин может стать постером на стену.

одностраничный зин
Одностраничный зин с постером «Солнце мое», работа дизайнера и иллюстратора Яны Переверзевой. Источник: Телеграм-канал «Я нарисовала»

Гармошка

Иногда гармошку относят к одностраничным зинам — ее тоже складывают из одного листа бумаги, только зигзагом: сложенные страницы можно рассматривать по очереди или развернуть целиком, чтобы увидеть полную картину. Такой формат особенно хорош для визуальных историй и таймлайнов, а еще — для презентации проектов, где важно показать процесс или последовательность работ.

зин-гармошка
Работа с выставки «Перевернутое сафари. Современное искусство Африки». Источник: сайт ЦВЗ «Манеж»

Арт-зин

Это территория чистого искусства. Арт-зин может быть любого размера и формы, часто с необычными материалами и техниками печати: шелкография, линогравюра, высокая печать. Здесь главное — художественное высказывание и необычный способ подачи.

работа Кати крючковой
Работа Кати Крючковой «Мои любимые каникулы». Источник: группа фестиваля NIZINA во «ВКонтакте»
работа Татьяны Поляковой
Работа Татьяны Поляковой «Мне снится, что я живу». Источник: группа фестиваля NIZINA во «ВКонтакте»

Фотозин

Специальный формат для фотографий, где важны качество печати и правильная подача изображений. Обычно его делают в виде небольшого альбома или серии открыток. Фотозины часто используют, чтобы рассказать личную историю, показать путешествия или презентовать художественный проект.

фотозин
Фотозин The car, работа Маргариты Асылгараевой. Источник: группа фестиваля NIZINA во «ВКонтакте»
пример фотозина
Зин о любви к кофе The Daily Drip, работа Valeria Trejo. Источник: Behance

Творчество без границ: зачем начинающему дизайнеру создавать зины

Зин — как миниатюрная вселенная, где дизайн живет лишь по законам создателя. Здесь можно экспериментировать, пробовать новое и выражать идеи без ограничений. А для начинающих дизайнеров создавать зины — особенно ценно, и вот почему.

Свобода экспериментов

В зине нет строгих ТЗ и рамок, как в клиентских проектах. Поэтому можно забыть о правилах и дать волю креативу: сделать хаотичную композицию, использовать пять разных шрифтов, вырезать буквы из журналов, а картинки нарисовать маркером. Это пространство для поиска собственного визуального языка и выхода за границы привычного.

Зин санаторная книжка
Зин «Санаторная книжка», работа основательницы фестиваля NIZINA Кристины Шкилевой. Дизайнер использовала советские санаторные книжки и старые пленочные фото. Источник: *nizinafest

Практика без давления

При создании зина креатор проходит через весь дизайн-процесс: от идеи до готового продукта. По пути осваивает работу с типографикой, учится создавать иллюстрации и коллажи, осваивает разные техники верстки. Это пространство для проб и ошибок, где можно оттачивать навыки в комфортном темпе и не бояться получить критический комментарий от заказчика.

Возможность выразить себя

Зины — не только про графику, но и про смысл. Можно поделиться личной историей, осветить важную тему или создать визуальный дневник. Искренность и самовыражение делают работу живой и запоминающейся, а еще — вызывают отклик у аудитории. В итоге зин может стать тем самым проектом, который заставит эйчара или потенциального заказчика задержать взгляд на вашем портфолио.

разворот зина бестолковый словарь
Развороты первого выпуска зина «Бестолковый словарь» о диалектах Забайкальского края, работа дизайнера Егора Гагаркина. Источник: Дипрофайл

Яркое дополнение к портфолио

Рынок переполнен одинаковыми тестовыми и редизайнами популярных сервисов. Зин покажет вашу индивидуальность: авторский стиль, умение работать с концепцией и доводить проект до финала. Для работодателя это сигнал, что перед ним дизайнер, который не просто владеет инструментами, а мыслит оригинально и умеет рассказывать истории через визуал.

Фигма, ножницы, бумага: пошаговый гайд по созданию зина

Сделать зин проще, чем может показаться. Вам не нужны дорогие инструменты или диплом магистра дизайна — достаточно идеи и желания пробовать. Ошибаться можно и даже нужно: несовершенства только добавят работе шарма и характера.

Шаг 1. Выберите тему

Начните с вопроса: о чем я хочу рассказать? Зины — про личный взгляд на мир, эксперименты и свободу самовыражения. Поэтому выберите тему, которая вас действительно вдохновляет.

Вот несколько популярных тем среди зинмейкеров:

  • музыка и кино — любимые альбомы, впечатления от концертов, культовые фильмы;
  • экология — sustainable living, переработка отходов, осознанное потребление;
  • социальные вопросы — урбанистика, права человека, феминизм;
  • субкультуры — панк, скейтбординг, готика, киберпанк, DIY-движение;
  • путешествия — личные маршруты, путевые заметки, фотоколлажи из поездок;
  • фантазии и вымышленные миры — комиксы, артбуки, стилизованные иллюстрации.
пример зина ручной работы
Зин «Солнечные воспоминания», работа дизайнера Лии Альмухамедовой. Источник: *liinature

Если выбрать сложно, начните с личного опыта: расскажите о своем пути в дизайн, соберите коллекцию профессиональных факапов или создайте гид для новичков.

Шаг 2. Определитесь с форматом

Формат зина влияет на подачу материала, поэтому подберите такой, который лучше раскрывает выбранную тему. Для первого раза остановитесь на чем-то более простом: 

  • классическая тетрадка — для текстов и иллюстраций;
  • гармошка — для таймлайнов, комиксов, последовательных историй;
  • одностраничник — идеален для небольших проектов и простых концепций;
  • диджитал-зин — для публикации в интернете.
выберите формат зина
Зин с историей появления культовых брендов спортивной обуви, работа дизайнера Алеси Злубко. Источник: Дипрофайл

Шаг 3. Подготовьте материалы

Для зина не нужны сложные инструменты — используйте то, что есть под рукой или что можно легко и быстро найти:

  • для аналогового формата: бумага, ножницы, клей, маркеры, карандаши, старые газеты и журналы, рекламные буклеты, собственные рисунки, наброски, рукописные заметки;
  • для цифрового варианта: Figma, Photoshop, Procreate, Canva — подойдет даже PowerPoint; скриншоты, фото, цифровые иллюстрации.

Важно не зацикливаться на выборе инструментов — даже культовые зины вроде Sniffin’ Glue делали из подручных материалов: рукописных заметок, газетных вырезок и фотокопий.

нужно подготовить, из чего делать зин
Обложки Sniffin’ Glue. Источник: noahny.com

Шаг 4. Создайте структуру

Даже если зин посвящен хаосу, немного порядка ему не повредит. Минимальная структура:

  • обложка — первое впечатление, цепляющий заголовок и визуальный стиль;
  • основные разделы — текстовые блоки, иллюстрации, фото, коллажи;
  • заключение — финальные мысли, контакты или открытый финал.
Как организовать макет

Сначала набросайте схему: для печатного зина сложите листы и отметьте, что будет на каждом развороте, а для цифрового — настройте сетку в Figma, чтобы определить основные блоки.

Сохраняйте ритм: чередуйте насыщенные развороты с минималистичными, чтобы читателю было комфортно, и оставляйте «воздух» — перегруженные страницы утомляют.

Добавьте навигацию: пронумеруйте страницы или используйте цветовое кодирование разделов, особенно если зин больше восьми страниц — это поможет читателю не запутаться и быстрее ориентироваться в содержании.

Шаг 5. Опубликуйте зин

Когда все готово, осталось решить, как представить свой зин миру.

Если создаете печатную версию:

  • Распечатайте макет дома или в копицентре. Если хотите особой атмосферы, попробуйте RISO-печать — технику трафаретной печати, при которой получаются легкие неточности, зернистые текстуры и яркие цвета. Это придает зину винтажный хендмейд-характер.
  • Соберите зин. Сшейте страницы вручную или с помощью степлера, а для экспериментальных форматов подойдет и клейкая лента.

Если создаете цифровую версию:

  • Загрузите PDF на Behance, Issuu или создайте лендинг, где можно листать зин прямо в браузере.
  • Поделитесь этими страницами в сториз или личном Телеграм-канале.
Главное: не стремитесь к идеалу. Зины ценят за самобытность, искренность и эксперименты. Чем свободнее подходить к процессу, тем интереснее получится результат. Просто начните — и творите без страха и сомнений.
пример авторского зина
Обложка и разворот авторского зина Эмилии Хасановой. Источник: Дипрофайл

Главное о зинах

  1. Зины — любительские малотиражные журналы, которые создает группа единомышленников или один человек. Они могут затрагивать разные темы: от политики и науки до музыки и спорта.
  2. Это территория творческой свободы. Здесь нет правил, редстандартов и коммерческих задач — только идеи и эксперименты.
  3. История зинов началась с фанатских фэнтези-журналов. Со временем они эволюционировали до панк-манифестов и арт-зинов, но сохранили главное — искренность и дух свободы.
  4. Чтобы сделать зин, не нужно больших ресурсов — достаточно базовых материалов и желания творить. Можно использовать как цифровые инструменты, так и аналоговые: бумагу, ножницы, клей, старые журналы.
  5. Форматы зинов разнообразны — от одностраничного манифеста до сложного арт-бука. Выбирайте тот, который больше подходит для вашей идеи.
  6. При создании зина креатор проходит весь дизайн-процесс: от идеи до готового продукта. Это практика работы с типографикой, композицией, иллюстрациями и версткой в комфортном темпе.
  7. Зин может стать ярким дополнением к портфолио, которое выделит вас среди других кандидатов, покажет авторский стиль и креативное мышление.
  8. Несовершенства в зине — не недостаток, а особенность стиля. Они добавляют работе характер и аутентичность.
  9. Зин-культура переживает подъем — по всему миру регулярно проходят фестивали и выставки, где можно показать свои работы и познакомиться с единомышленниками.
  10. В эпоху цифрового контента печатные зины приобрели новую ценность как тактильные объекты искусства и предметы коллекционирования.

*Организация Meta, а также её продукт Instagram, на которые мы ссылаемся в этой статье, признаны экстремистскими на территории РФ.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент