Что такое полигональная сетка: объяснение простыми словами
Полигональная сетка — это самый распространенный способ создания 3D-моделей из простых плоских фигур, таких как, например, треугольники или четырехугольники. Представьте, что вы хотите смоделировать трехмерный новогодний шар. Но компьютеру может быть сложно обрабатывать гладкую сферу в графическом редакторе, поэтому для упрощения работы он превращает все изогнутые поверхности в совокупности плоских геометрических фигур, например четырехугольников. Каждый из них — это полигон, а все они вместе — полигональная сетка, потому что визуально напоминают сеть из нитей.
Полигональная сетка применяется везде, где есть компьютерное 3D-моделирование: при разработке игр, спецэффектов для кино, при проектировании зданий, в инженерии и многих других областях. Это своего рода каркас, который определяет внешний вид и поведение объектов.
Вот какие функции выполняет полигональная сетка.
- Оптимизация вычислений. Это ее основное назначение. Она помогает экономить ресурсы компьютера. Яркий пример — это трехмерные игры: здесь алгоритмы отрисовки сцены могут уменьшить число полигонов в малозаметной области, чтобы игра быстрее загружалась.
- Определение геометрии объектов. Сетка помогает выстроить и «обсчитать» геометрию объектов в 3D-пространстве (координаты, длины, высоты, углы изгиба и пр.).
- Изменение детализации модели. Вы можете работать с вершинами, ребрами и поверхностями полигонов, повышая или снижая детализацию. Чем меньше полигонов, тем более «грубой» выглядит модель. Добавляя полигоны, можно выстроить изящные изгибы и мелкие детали.
- Анимация и движение. Благодаря полигональной сетке дизайнер может задавать траекторию движения объектов в 3D-пространстве. За счет обработки отдельных полигонов анимация становится более точной и управляемой.
- Обработка физики. Полигональная сетка используется для проверки коллизии и взаимодействия объектов, а также для симуляции физических процессов, например при падении или столкновении.
Полигональная сетка — только один из видов сеток в трехмерном моделировании. Существуют и другие, вот некоторые из них.
- NURBS (Non-Uniform Rational B-Splines) — это способ моделирования сразу с помощью изогнутых линий, без использования простых фигур. NURBS-сетки используют более сложные математические вычисления для определения кривых и поверхностей и часто применяются для создания органических форм, например персонажей или растений.
- Облако точек (Point Cloud) — набор точек в пространстве, которые можно связать между собой для создания поверхности. Point Cloud чаще всего используется в технологиях виртуальной реальности, трехмерном сканировании и в некоторых других технологических решениях.
- Объемная сетка (Volume Mesh) — это трехмерная сетка с объемными элементами. В отличие от полигонов, которые просто «обтягивают» пустоту внутри объекта, компоненты Volume Mesh хранят данные о плотности и объеме. Такие сетки используются в основном для медицинской и научной визуализации.
профессия 3D artist
18 месяцев
профессия 3D artist
Получите реальный опыт создания уникальных 3D-миров — для игр, рекламы, IT
Области применения полигональных сеток
Данный способ моделирования имеет широкий спектр применения. Вот некоторые из сфер, где метод широко востребован.
Кино и видеоигры
Полигональные сетки являются основным элементом графических движков, которые отвечают за визуализацию игрового мира. Практически все персонажи, транспорт, здания и ландшафт для игр моделируются и отрисовываются на экране с помощью сетки.
Архитектура и строительство
Полигональные сетки используют для проектирования, моделирования и анализа зданий, мостов, дорог, метрополитена и других архитектурных объектов. Они позволяют визуализировать и оптимизировать форму, структуру, материалы и функциональность сооружений, проверять их устойчивость и надежность.
Виртуальная реальность
Она работает так же, как и видеоигры, только создает эффект погружения благодаря использованию специального оборудования: VR-шлемов, контроллеров и трекеров.
Процесс виртуализации Пушкинского музея от Next.space team. Источник
Инженерия и наука
Полигональные сетки широко применяют для моделирования оборудования и симуляции различных физических процессов, таких как потоки жидкостей и газов, теплопередача, электромагнитное излучение, движение твердых тел и др.
В проекте NASA’s Curiosity Rover (2012) использовались полигональные сетки для создания детальной модели марсохода. Источник
Искусство и дизайн
Здесь системы из полигонов применяют для проектирования скульптур, предметов интерьера, ювелирных украшений, моделей упаковки для товаров и многого другого.
Элементы полигональной сетки
Сетка из простых фигур является таким распространенным методом моделирования во многом за счет того, что компьютеру удобно производить математические вычисления с отдельными ее элементами. Но что к ним относится?
- Точка (vertex) — это вершина полигона. Точки имеют конкретные координаты в пространстве по осям x, y, z, а также направленность (так называемую вертекс-нормаль).
- Ребро (edge) — это прямая линия между двумя точками. Ребра могут быть общими для нескольких полигонов.
- Полигон/плоскость (polygon) — это замкнутый контур из ребер. Плоскость может быть треугольной, четырехугольной или многоугольной. У каждого полигона есть нормаль — вектор, перпендикулярный поверхности.
Для оформления полигональной сетки используются различные текстуры, цвета и материалы для придания модели определенных свойств, таких как отражательная способность, прозрачность и сходство с разными материалами.
3D artist
профессия| 18 месяцев
3D artist
Освойте практические навыки, которые откроют путь в геймдев, рекламу, IT. Создавайте уникальные 3D-миры как художник
научиться
Типы полигональных сеток
Сетки подразделяются на несколько видов по очень простому критерию — форме полигонов, из которых они состоят. Однако у каждого из типов есть свои уникальные особенности.
- Треугольная сетка — это базовый тип, который появился раньше всех. Он обеспечивает хорошую производительность и точность при моделировании, позволяет создавать объекты с гладкой поверхностью, однако плохо подходит для моделирования сложных форм.
- Четырехугольная сетка — усложненный тип, который применяется для более комплексных и детализированных объектов, например деталей с внутренними отверстиями. Однако у этого типа есть и минус — более высокая вычислительная сложность
- Пяти-, шестиугольная сетка и пр. — это структуры, которые применяются реже из-за сложности в математических вычислениях, что создает большую нагрузку на компьютер. Однако они более точные и помогают создавать очень сложные формы.
Пример создания модели сумки с помощью четырехугольной полигональной сетки. Автор — Сергей Волков. Источник
Программы для работы с полигональными сетками
Сразу раскроем секрет: моделировать таким способом можно в любом 3D-редакторе, так как это базовый метод работы. Однако поскольку полигональную сетку применяют в различных областях, в каждой из них есть свои специализированные программы. Вот некоторые из них.
Все эти продукты имеют разный интерфейс и собственное назначение, поэтому выбирать подходящий стоит, опираясь на сферу применения и нужный вам функционал.
Интерфейс популярной программы для трехмерного моделирования и анимации Cinema 4D
Преимущества и ограничения полигональных сеток
Как и у любого метода компьютерного моделирования, у этого решения есть свои достоинства и недостатки.
К преимуществам можно отнести:
- эффективное использование ресурсов компьютера;
- наглядность представления — сетка точно повторяет форму поверхности, хорошо визуально считывается во время работы;
- гибкость и настраиваемость — возможность быстро менять количество, форму и расположение полигонов;
- высокая степень детализации и реалистичности.
Вот несколько минусов полигональных сеток:
- ограниченная масштабируемость — при достижении определенного уровня детализации полигональная сетка может стать слишком большой и «тяжеловесной» для редактирования;
- возможность возникновения ошибок и искажений при неправильном построении;
- необходимость больших вычислительных ресурсов для сложных объектов с большим числом полигонов или с многоугольными полигонами;
- сложность работы для неопытных дизайнеров.
3D artist
профессия| 18 месяцев
3D artist
Освойте практические навыки, которые откроют путь в геймдев, рекламу, IT. Создавайте уникальные 3D-миры как художник
научиться