Компоновка и композиция: в чем разница
Компоновка и композиция — два понятия, которые часто путают, потому что оба они связаны с организацией элементов визуального искусства. Но они имеют разные значения и содержание.
Чтобы лучше понять разницу, давайте рассмотрим простой пример из другой сферы. Допустим, что вы хотите написать короткий рассказ. Вы можете пойти двумя путями:
- изложить на бумаге то, что с вами уже когда-то произошло, например забавный случай в магазине или перипетии вашего путешествия по чужой стране;
- придумать историю, которой не было в реальности, к примеру, фантазийный сюжет с эльфами и гномами в главных ролях и глубокой идеей, которая заложена в повествование.
Первое можно сравнить с компоновкой — это пересказ. Вы просто вспоминаете максимальное количество деталей происшествия и складно и последовательно описываете их. А второе — это построение композиции, то есть не просто изложение, но и особое оформление идеи, законченные художественные образы, ваше мнение как автора произведения.
Таким образом, понятие композиции многограннее и сложнее, чем компоновка. Компоновка помогает:
- изобразить увиденные предметы так, чтобы они были узнаваемы (их пропорции, форма, размеры не искажены);
- органично расположить их на площади холста, которая всегда ограничена строгими рамками;
- сделать так, чтобы картина хорошо считывалась и воспринималась зрителем.
Но значит ли это, что компоновка — это что-то неважное, процесс, которым вообще можно не заниматься? Вовсе нет! Без правильной компоновки художник не научится строить гармоничные композиции, ведь сначала нужно правильно уместить все объекты на холст и только потом оформлять их и добавлять цвет, тени и света, дополнительные эффекты.
Неслучайно одна из первых вещей, которым учат начинающих художников, — это именно компоновка. Наверняка вы видели, как выглядит самый первый этап рисования портрета или натюрморта: художник делает неяркий эскиз и построение с переносом размеров, слабо нажимая на карандаш, многократно стирая и исправляя линии. Это и есть компоновка.
Компоновка в других сферах
Как мы уже сказали выше, понятие применяется в основном в живописи, графике и иллюстрации, то есть в сфере рисования от руки, когда автор сам располагает элементы изображения на холсте, а холст при этом имеет четкие, фиксированные границы.
Но часто можно встретить и упоминания о компоновке в других сферах.
- Компоновка в фотографии — это построение кадра так, чтобы он наилучшим образом отражал сцену. Большое значение при этом играет понятие глубины и плановости, когда одни элементы находятся ближе к зрителю, а другие дальше.
- Компоновка в дизайне — это один из начальных этапов работы над проектом, когда дизайнер планирует, какие элементы, в каком размере и в каких частях макета он разместит. Несмотря на то что границы холста в дизайне обычно можно без проблем сузить или расширить, конечный продукт всегда находится в жестких рамках.
Основные принципы компоновки
Вот несколько важных правил, которых художников учат придерживаться на этапе компоновки.
- Предметы не должны быть слишком большими или маленькими, не должны выходить за пределы холста или теряться на фоне других.
- Предметы не следует располагать строго по центру, на диагоналях, срединных линиях вертикали и горизонтали.
- Предметы на картине могут закрывать друг друга или быть на расстоянии друг от друга, но не соприкасаться друг с другом. Это нарушает плановость и иерархию.
- Необходимо избегать одинаковых по размеру элементов.
- Изображаемые объекты должны полностью помещаться на плоскость холста, недопустимо обрезать их границами листа.
- Предметы не должны касаться краев формата или быть близко к ним.
- Следует избегать симметричного расположения второстепенных элементов картины относительно основного предмета.
Виды компоновки
Существует несколько подходов к компоновке, которые художники используют в зависимости от этапа работы над произведением и своих предпочтений.
Способ 1. Создание предварительного мини-эскиза
До того как начинать построение сразу на большом формате, часто делают уменьшенный схематичный эскиз — мини-набросок, который будет отражать будущую компоновку. Это быстро, просто, набросок легко скорректировать, если автор понял, что скомпоновал неверно. Такой эскиз часто делают на отдельном небольшом листе или на своем же холсте, но в маленьком прямоугольнике сверху справа.
Способ 2. Использование направляющих и беглых линий
Направляющие — понятие из компьютерного дизайна, но они существуют в художественной сфере. Ими можно обозначить поля листа, за которые нельзя заходить, а также разметить границы расположения предметов. Беглые линии — это полупрозрачные условные очертания предметов в местах их будущего расположения. Часто они представляют собой просто геометрические формы. Например, вазу часто размечают с помощью сочетания круга и прямоугольника.
Способ 3. Компоновка по иерархии
Если элементов слишком много, то вместить их все на холст либо совсем не получится, либо это займет очень много времени, а картина в итоге будет изображать хаотичное нагромождение предметов. Поэтому иногда художники сначала выбирают самый главный элемент и располагают его так, чтобы на него взгляд зрителя падал в первую очередь (например, на одной из вертикальных линий по правилу третей или в центре спирали золотого сечения). И только потом выполняют компоновку второстепенных деталей, постоянно соотнося их с главным объектом.
Эскизы-раскадровки для анимации от Lee Wan Ling. Источник
коммерческий иллюстратор
профессия| 8 месяцев
коммерческий иллюстратор
Любите рисовать? Превратите хобби в профессию и на практике освойте 5 популярных направлений иллюстрации
научиться
Типичные ошибки в компоновке, которых следует избегать
Компоновка — это работа с трехмерным и двухмерным пространством, поэтому это часто сложно. Неудивительно, что начинающие художники могут допускать ошибки. Вот некоторые их примеры.
- Расположение главного объекта строго по центру. Это делает рисунок статичным и скучным. Лучше добавить динамики, заставить зрителя перемещать свой взгляд.
- Размещение главного предмета на вертикальной или горизонтальной оси симметрии холста. Это нарушает связность рисунка, так как визуально делит лист на две равные части и зрителю трудно понять, какая из них важнее. Именно поэтому художники часто поднимают линию горизонта на картине чуть выше середины листа.
- Размещение элементов от угла к углу холста. Это выглядит динамично, но также создает ситуацию негармоничного равновесия, только теперь между двумя треугольниками, на которые эта диагональ делит лист. При выборе диагональной компоновки линию лучше сместить относительно углов.
- Вынесение части изображения за пределы холста. Это грубая ошибка начинающих художников, обычно связанная с тем, что автор изначально неправильно рассчитал размеры и пропорции элементов и они просто не уместились.
- Слишком много пустого пространства. На грамотно скомпонованном изображении взгляд зрителя «отдыхает» на белых пятнах, однако, если все предметы смещены на одну четверть или половину листа, пустое пространство тревожит и раздражает.
- Отсутствие учета «веса» объектов. Чем выше предмет на листе, тем легче он кажется зрителю, и наоборот. Если чрезмерно сместить объекты наверх или вниз, ощущение их «веса» потеряется.
коммерческий иллюстратор
профессия| 8 месяцев
коммерческий иллюстратор
Любите рисовать? Превратите хобби в профессию и на практике освойте 5 популярных направлений иллюстрации
научиться