пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Швейцарский дизайн: как он изменил графику и типографику

Швейцарский дизайн: как он изменил графику и типографику
6 октября, 2025
11 мин

Это направление — дизайнерский «Пиши, сокращай». В статье расскажем, какую революцию в дизайне произвел этот стиль и на какие идеи он опирается. 

Почему этот стиль — швейцарский? 

В начале XX века мир ускорился. Люди привыкали к мультимедийности: радио, кино и телевидению. В то время развивалась промышленность и бизнес. Товары требовали новой рекламы. Длинные тексты и сложные шрифты не подходили потребителям. Красивая и яркая картинка, гармоничные шрифты и минималистичные решения — вот что привнес швейцарский стиль в мир графики и дизайна.  

Всё началось с реформ художественного образования в Швейцарии, конкретно в Цюрихе и Базеле. Бельгийский художник Юлиус де Претере в 1906 году возглавил Школу прикладных искусств в Цюрихе. Он сместил фокус учебных курсов с классических форм искусства на промышленный дизайн. По его просьбе графический дизайнер Эрнст Келлер разработал курс типографики, который стал основой швейцарского дизайна. 

Келлер
Эрнст Келлер. Источник

Основные идеи швейцарского дизайна формировались с 1920-х по 1960-е годы в периоды развития рекламной типографики, Баухауса, русского конструктивизма и движения художников De Stijl. 

Из чего сделан швейцарский дизайн

Он не появился с нуля, а вырос из базовых принципов других стилей в дизайне и графике. Посмотрим, какие идеи швейцарский дизайн взял для себя. 

Баухаус 

Архитектурная и художественная школа Германии, которая обучала основам промышленного дизайна с 1919 по 1933 год. Главный ее принцип — «Форма следует за функцией». Каждый элемент дизайна имеет смысл и необходим в композиции.

Главное, что швейцарский дизайн взял у Баухауса, — функциональность и читабельные шрифты.

здание в стиле баухаус
Здание школы Баухаус в стиле промышленной архитектуры. Источник
стул в стиле баухаус
Постер со стулом в стиле Баухаус. Источник

De Stijl

Творческое объединение Нидерландов, о котором мы подробно писали в статье о творчестве Пита Мондриана. 

В основе движения — абстракция и упрощение смыслов до геометрических фигур. На холстах и в архитектуре — прямоугольники, квадраты, треугольники. В цветовой гамме — синие, красные, желтые, черные, серые и белые оттенки. 

дом в стиле Мондриана
Дом Шредер с абстрактным дизайном движения De Stijl. Источник

Швейцарский дизайн с помощью геометрии, абстракции и цветовых акцентов очищает композицию от визуального шума. Из этой философии выросли модульные сетки, которые создают порядок на макете и делают контент приятным для зрителя. О них поговорим чуть позже.

Русский конструктивизм

Конструктивизм — одно из направлений русского и советского авангарда. Это строгий геометричный стиль с понятными формами. Основные его ассоциации  — советские плакаты и прямоугольная, блочная архитектура. 

плакат Родченко
Александр Родченко. Плакат «Ленгиз: Книги по всем отраслям знания». Источник
Плакат Лисицкого
Эль Лисицкий. Один из самых известных плакатов. Источник

Швейцарский дизайн вдохновился универсальностью и практичностью конструктивизма. Стиль прежде всего информирует, а не украшает. Дизайнеры используют только необходимые элементы, убирают лишний декор.

Интернациональный типографический стиль 

Детали этого стиля легли в основу швейцарского дизайна и его типографики:

  • Асимметричные макеты. 
  • Модульные сетки.
  • Шрифты без засечек.
  • Выравнивание по левому краю без структурирования по ширине.
  • Фотографии вместо иллюстраций. Если без иллюстраций никак — они простые. 

Очень много для интернационального типографического стиля сделал дизайнер Ян Чихольд.

Ян Чихольд
Ян Чихольд за работой. Источник

Он работал над универсальным алфавитом и создал несколько знаковых шрифтов (Transit, Saskia, Sabon), которые стали частью коммерческой типографики.

Примеры шрифтов авторства Чихольда:

  • Transit, 1931 год.
шрифт транзит
Шрифт Transit. Источник
  • Saskia, 1931–1932 годы.
шрифт саския
Шрифт Saskia. Источник
  • Sabon, 1966–1967 годы.
шрифт сабон
Шрифт Sabon. Источник

Новые шрифты идеально вписывались в рекламы и газеты благодаря модульным сеткам. С их помощью верстальщики быстрее собирали удобную для чтения композицию. Дальше разберемся, как работают модульные сетки и какими они бывают. 

Модульная сетка 

Она делает дизайн понятным для чтения и удобным для восприятия. Ученик Эрнста Келлера, Йозеф Мюллер-Брокман работал над модульными сетками для печати. 

Сетка — это ряд вертикальных и горизонтальных линий, который разбивает пространство на равные части (модули). Верстальщик вставляет контент внутрь, а промежутки между модулями берегут элементы от слипания. 

Йозеф Мюллер-Брокман
Йозеф Мюллер-Брокман во время своего выступления. Источник

Когда вы читаете журнал или открываете сайт, скорее всего, перед вами именно модульная сетка.

Сетки бывают фиксированными и адаптивными. В первых количество колонок и модулей фиксировано, во вторых — меняется в зависимости от размера экрана и потребностей верстки. Фиксированные модульные сетки работают только в полиграфии: в дизайне плакатов, журналов, газет, книг, брошюр. 

В веб-дизайне используют адаптивную колоночную сетку — специально для экранов разных размеров. Это нужно для того, чтобы элементы не залезали друг на друга при просмотре на компьютере, планшете, телефоне или проекторе. 

виды сеток
Модульные сетки в Figma. Источник

Четыре столба швейцарского дизайна 

В прошлом веке было так много авторов, которые творили по идеям швейцарского дизайна, что сейчас их и посчитать сложно. Но они разработали основы этого направления: 

  • Форма следует за функцией.
  • Абстракция.
  • Типографика.
  • Фотографии лучше иллюстраций. 

А еще посмотрим на многогранность существующих работ. Ориентируйтесь на эти идеи и добавляйте их в свои проекты. 

Форма следует за функцией 

Дизайн объекта определяет его назначение и выполняет в первую очередь прикладную функцию. Например, рекламные плакаты информируют, привлекают внимание потребителей, вызывают интерес к продукту. Как именно? Решает дизайнер. 

Креатив в дизайне выделяет продукт среди конкурентов. IKEA упаковывает мебель в простые картонные коробки со своим логотипом, а внутрь кладет инструкцию по сборке с милыми персонажами. И перестановка в доме сразу становится приятной. 

инструкции в икее
Для икеевских человечков нет ничего невозможного. Источник

Абстракция в швейцарском дизайне продолжает эту идею. Каждый видит в изображениях что-то свое и испытывает свои эмоции. Это идеальный ход для афиш на мероприятия: люди смотрят на абстрактное изображение, появляется интерес к событию, и в их голове возникают разные образы. 

Типографика 

В швейцарском дизайне очень важны шрифты без засечек, например Helvetica, Univers и Akzidenz-Grotesk. Они простые, читабельные и красивые. А еще они универсальные: подходят как для постеров, логотипов и указателей в городе, так и для упаковки товаров. Изучим историю каждого из них. 

Helvetica

логотип BMW
Логотип BMW, который написан шрифтом Helvetica. Источник

Helvetica в переводе с латинского — «Швейцарская». Появился в 1957 году. Сейчас этот шрифт берут крупные компании для своих логотипов. В их числе Google, BMW и Olympus. 

Отличительные элементы: 

  • Высокие буквы и узкий интервал между ними. Это облегчает чтение текста.
  • Широкие заглавные буквы одинаковой ширины. 
  • Закругленные хвосты у некоторых букв. 
  • Узкая апертура. Буквы лучше выглядят на больших экранах и при крупной печати. На экране смартфона читаются хуже. 
начертание букв в гельветике
Пример расположения апертуры. Источник

Akzidenz-Grotesk

шрифт гротеск
Визуализация шрифта. Источник

Он встречается в корпоративном дизайне у Volvo и Nissan и появляется в айдентике и брендинге компаний.

Этот шрифт имеет: 

  • простую форму знаков;
  • узкую апертуру;
  • незначительный контраст штрихов — все элементы букв имеют примерно одинаковый размер. 
контраст штрихов
Визуализация контраста штрихов. Источник

Univers

логотип нефтяной компании
Нефтяная компания British Petroleum взяла этот шрифт себе в айдентику. Источник

Шрифт появился в 1957 году специально для шрифтовой компании из Франции, Deberny & Peignot. Univers — это «Вселенная» по-французски. Рабочим названием было Monde, то есть «мир». 

Шрифт универсальный и хорошо читается на разных устройствах. Это один из немногих шрифтов, где видна разница между заглавной I и цифрой 1. 

Фотографии лучше иллюстраций

Фотографии создают динамику, акцентируют образы и эмоции. Они выглядят реалистично и стоят дешевле, чем сложная авторская иллюстрация. В современном мире не так важно, фото или рисунок находится в композиции. Основной вопрос: решает ли изображение задачу?  

афиша для городского театра
Армин Хофманн. Афиша для городского театра Базеля, 1965 г. Источник

Современные творцы адаптируют элементы швейцарского дизайна к своим работам: убирают избыточные элементы, фокусируются на контенте, выбирают простые и приятные для глаза шрифты. 

Всё это повышает функциональность продукта, делает его интуитивно понятным для пользователей.

Главное о швейцарском дизайне

Швейцарский стиль до сих пор влияет на дизайн: от рекламы и полиграфии до интерфейсов приложений. Его язык — простота и функциональность, которые никогда не устаревают. 

Он сформировался в середине XX века в ответ на ускорение информационного потока и распространение промышленного дизайна. Печатные продукты, газеты и рекламы не успевали за радио, телевидением и кино.  

Благодаря реформам печать стала минималистичной и функциональной. Идеи швейцарского дизайна выросли из Баухауса, русского конструктивизма, движения De Stijl и интернационального типографического стиля.

Швейцарский дизайн имеет понятный визуальный язык, в нем нет лишних элементов. Дизайнеры создают визуальную гармонию через модульные сетки. Форма продукта следует за его функцией. 

Особое внимание авторы уделяют шрифтам без засечек и расположению текста по левому краю без выравнивания по ширине. Цвета подчеркивают зоны, на которые зритель обращает внимание. 

Сейчас швейцарский дизайн используют графические дизайнеры и веб-дизайнеры при работе с рекламой, эстетикой сайтов, журналов, упаковкой товаров, коммерческой полиграфией и даже презентациями проектов. 

Этот стиль произвел революцию в графике, и она оказалась долговечной. 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент