Почему этот стиль — швейцарский?
В начале XX века мир ускорился. Люди привыкали к мультимедийности: радио, кино и телевидению. В то время развивалась промышленность и бизнес. Товары требовали новой рекламы. Длинные тексты и сложные шрифты не подходили потребителям. Красивая и яркая картинка, гармоничные шрифты и минималистичные решения — вот что привнес швейцарский стиль в мир графики и дизайна.
Примеры устаревших реклам. Источник
Всё началось с реформ художественного образования в Швейцарии, конкретно в Цюрихе и Базеле. Бельгийский художник Юлиус де Претере в 1906 году возглавил Школу прикладных искусств в Цюрихе. Он сместил фокус учебных курсов с классических форм искусства на промышленный дизайн. По его просьбе графический дизайнер Эрнст Келлер разработал курс типографики, который стал основой швейцарского дизайна.
Эрнст Келлер. Источник
Основные идеи швейцарского дизайна формировались с 1920-х по 1960-е годы в периоды развития рекламной типографики, Баухауса, русского конструктивизма и движения художников De Stijl.
Из чего сделан швейцарский дизайн
Он не появился с нуля, а вырос из базовых принципов других стилей в дизайне и графике. Посмотрим, какие идеи швейцарский дизайн взял для себя.
Баухаус
Архитектурная и художественная школа Германии, которая обучала основам промышленного дизайна с 1919 по 1933 год. Главный ее принцип — «Форма следует за функцией». Каждый элемент дизайна имеет смысл и необходим в композиции.
Главное, что швейцарский дизайн взял у Баухауса, — функциональность и читабельные шрифты.
Здание школы Баухаус в стиле промышленной архитектуры. Источник
Постер со стулом в стиле Баухаус. Источник
De Stijl
Творческое объединение Нидерландов, о котором мы подробно писали в статье о творчестве Пита Мондриана.
В основе движения — абстракция и упрощение смыслов до геометрических фигур. На холстах и в архитектуре — прямоугольники, квадраты, треугольники. В цветовой гамме — синие, красные, желтые, черные, серые и белые оттенки.
Дом Шредер с абстрактным дизайном движения De Stijl. Источник
Швейцарский дизайн с помощью геометрии, абстракции и цветовых акцентов очищает композицию от визуального шума. Из этой философии выросли модульные сетки, которые создают порядок на макете и делают контент приятным для зрителя. О них поговорим чуть позже.
Русский конструктивизм
Конструктивизм — одно из направлений русского и советского авангарда. Это строгий геометричный стиль с понятными формами. Основные его ассоциации — советские плакаты и прямоугольная, блочная архитектура.
Александр Родченко. Плакат «Ленгиз: Книги по всем отраслям знания». Источник
Эль Лисицкий. Один из самых известных плакатов. Источник
Швейцарский дизайн вдохновился универсальностью и практичностью конструктивизма. Стиль прежде всего информирует, а не украшает. Дизайнеры используют только необходимые элементы, убирают лишний декор.
Интернациональный типографический стиль
Детали этого стиля легли в основу швейцарского дизайна и его типографики:
- Асимметричные макеты.
- Модульные сетки.
- Шрифты без засечек.
- Выравнивание по левому краю без структурирования по ширине.
- Фотографии вместо иллюстраций. Если без иллюстраций никак — они простые.
Очень много для интернационального типографического стиля сделал дизайнер Ян Чихольд.
Ян Чихольд за работой. Источник
Он работал над универсальным алфавитом и создал несколько знаковых шрифтов (Transit, Saskia, Sabon), которые стали частью коммерческой типографики.
Примеры шрифтов авторства Чихольда:
Шрифт Transit. Источник
Шрифт Saskia. Источник
Шрифт Sabon. Источник
Новые шрифты идеально вписывались в рекламы и газеты благодаря модульным сеткам. С их помощью верстальщики быстрее собирали удобную для чтения композицию. Дальше разберемся, как работают модульные сетки и какими они бывают.
Модульная сетка
Она делает дизайн понятным для чтения и удобным для восприятия. Ученик Эрнста Келлера, Йозеф Мюллер-Брокман работал над модульными сетками для печати.
Сетка — это ряд вертикальных и горизонтальных линий, который разбивает пространство на равные части (модули). Верстальщик вставляет контент внутрь, а промежутки между модулями берегут элементы от слипания.
Йозеф Мюллер-Брокман во время своего выступления. Источник
Когда вы читаете журнал или открываете сайт, скорее всего, перед вами именно модульная сетка.
Примеры распределения контента с модульной сеткой. Источник
Сетки бывают фиксированными и адаптивными. В первых количество колонок и модулей фиксировано, во вторых — меняется в зависимости от размера экрана и потребностей верстки. Фиксированные модульные сетки работают только в полиграфии: в дизайне плакатов, журналов, газет, книг, брошюр.
В веб-дизайне используют адаптивную колоночную сетку — специально для экранов разных размеров. Это нужно для того, чтобы элементы не залезали друг на друга при просмотре на компьютере, планшете, телефоне или проекторе.
Модульные сетки в Figma. Источник
Четыре столба швейцарского дизайна
В прошлом веке было так много авторов, которые творили по идеям швейцарского дизайна, что сейчас их и посчитать сложно. Но они разработали основы этого направления:
- Форма следует за функцией.
- Абстракция.
- Типографика.
- Фотографии лучше иллюстраций.
А еще посмотрим на многогранность существующих работ. Ориентируйтесь на эти идеи и добавляйте их в свои проекты.
Форма следует за функцией
Эстетика плакатов в швейцарском стиле. Источник
Дизайн объекта определяет его назначение и выполняет в первую очередь прикладную функцию. Например, рекламные плакаты информируют, привлекают внимание потребителей, вызывают интерес к продукту. Как именно? Решает дизайнер.
Креатив в дизайне выделяет продукт среди конкурентов. IKEA упаковывает мебель в простые картонные коробки со своим логотипом, а внутрь кладет инструкцию по сборке с милыми персонажами. И перестановка в доме сразу становится приятной.
Для икеевских человечков нет ничего невозможного. Источник
Постер-анонс концерта Дэвида Боуи и афиша балета «Жизель». Источник
Абстракция в швейцарском дизайне продолжает эту идею. Каждый видит в изображениях что-то свое и испытывает свои эмоции. Это идеальный ход для афиш на мероприятия: люди смотрят на абстрактное изображение, появляется интерес к событию, и в их голове возникают разные образы.
Типографика
В швейцарском дизайне очень важны шрифты без засечек, например Helvetica, Univers и Akzidenz-Grotesk. Они простые, читабельные и красивые. А еще они универсальные: подходят как для постеров, логотипов и указателей в городе, так и для упаковки товаров. Изучим историю каждого из них.
Helvetica
Логотип BMW, который написан шрифтом Helvetica. Источник
Helvetica в переводе с латинского — «Швейцарская». Появился в 1957 году. Сейчас этот шрифт берут крупные компании для своих логотипов. В их числе Google, BMW и Olympus.
Отличительные элементы:
- Высокие буквы и узкий интервал между ними. Это облегчает чтение текста.
- Широкие заглавные буквы одинаковой ширины.
- Закругленные хвосты у некоторых букв.
- Узкая апертура. Буквы лучше выглядят на больших экранах и при крупной печати. На экране смартфона читаются хуже.
Пример расположения апертуры. Источник
Akzidenz-Grotesk
Визуализация шрифта. Источник
Он встречается в корпоративном дизайне у Volvo и Nissan и появляется в айдентике и брендинге компаний.
Этот шрифт имеет:
- простую форму знаков;
- узкую апертуру;
- незначительный контраст штрихов — все элементы букв имеют примерно одинаковый размер.
Визуализация контраста штрихов. Источник
Univers
Нефтяная компания British Petroleum взяла этот шрифт себе в айдентику. Источник
Шрифт появился в 1957 году специально для шрифтовой компании из Франции, Deberny & Peignot. Univers — это «Вселенная» по-французски. Рабочим названием было Monde, то есть «мир».
Шрифт универсальный и хорошо читается на разных устройствах. Это один из немногих шрифтов, где видна разница между заглавной I и цифрой 1.
Фотографии лучше иллюстраций
Фотографии создают динамику, акцентируют образы и эмоции. Они выглядят реалистично и стоят дешевле, чем сложная авторская иллюстрация. В современном мире не так важно, фото или рисунок находится в композиции. Основной вопрос: решает ли изображение задачу?
Армин Хофманн. Афиша для городского театра Базеля, 1965 г. Источник
Современные творцы адаптируют элементы швейцарского дизайна к своим работам: убирают избыточные элементы, фокусируются на контенте, выбирают простые и приятные для глаза шрифты.
Всё это повышает функциональность продукта, делает его интуитивно понятным для пользователей.
Главное о швейцарском дизайне
Швейцарский стиль до сих пор влияет на дизайн: от рекламы и полиграфии до интерфейсов приложений. Его язык — простота и функциональность, которые никогда не устаревают.
Он сформировался в середине XX века в ответ на ускорение информационного потока и распространение промышленного дизайна. Печатные продукты, газеты и рекламы не успевали за радио, телевидением и кино.
Благодаря реформам печать стала минималистичной и функциональной. Идеи швейцарского дизайна выросли из Баухауса, русского конструктивизма, движения De Stijl и интернационального типографического стиля.
Швейцарский дизайн имеет понятный визуальный язык, в нем нет лишних элементов. Дизайнеры создают визуальную гармонию через модульные сетки. Форма продукта следует за его функцией.
Особое внимание авторы уделяют шрифтам без засечек и расположению текста по левому краю без выравнивания по ширине. Цвета подчеркивают зоны, на которые зритель обращает внимание.
Сейчас швейцарский дизайн используют графические дизайнеры и веб-дизайнеры при работе с рекламой, эстетикой сайтов, журналов, упаковкой товаров, коммерческой полиграфией и даже презентациями проектов.
Этот стиль произвел революцию в графике, и она оказалась долговечной.
бесплатный мини-курс графический дизайнер с нуля
бесплатный мини-курс графический дизайнер с нуля
Пройдите тест и откройте доступ к урокам. Познакомьтесь за 3 дня с Illustrator и Photoshop, узнайте, что такое айдентика, создайте концепт бренд-дизайна и получите кейс для Behance. Бессрочный доступ к записям и комьюнити в Telegram и 4 полезных материала в подарок
Научиться