О чем поп-арт
Прежде всего — об объединении популярной массовой культуры и художественного искусства. Творения художников в этом жанре характеризуются заимствованием ярких образов из рекламы, кино, журналов, комиксов и телевидения. Стиль поп-арт не несет в себе глубокого философского смысла — он отражает реальность, влияние массовой культуры на людей и одновременно реагирует на серьезность и претензию существовавших до него художественных течений. Легкое искусство для всех, призванное развлекать зрителя, не погружая его в долгие рассуждения и не заставляя рассматривать каждый мазок кисти и хитро смешанные оттенки красок.
Характерные особенности
Изображаемые объекты
Чаще всего художники, работающие в стиле поп-арт, изображают привычные большинству людей предметы, которые каждый день попадаются на глаза и используются в быту. Банки супа, бутылки из-под газировки, фрукты, логотипы известных брендов, изображения популярных личностей, собранные на холст в виде коллажа, — самое частое явление в поп-арт-направлении. Важно отметить, что авторы не создавали произведения «из головы» — они всегда основывали свои творения на уже существующих предметах и образах. Если банан, то срисованный с натуры. Если Мерилин Монро, то изображенная на одном из культовых снимков.
Техника
Художники часто используют коллажи и фотопечать, при этом традиционные краски и кисти могут не использоваться вовсе. Например, Энди Уорхол при создании своих банок с супами применял шелкографию. Такие приемы — своеобразная насмешка над мастерами прошлого, которые годами могли работать над одним-единственным полотном: предметы современного искусства можно создавать за считаные часы или даже минуты, и они все равно будут популярны и востребованы.
Цветовая палитра
Часто на поп-арт-картинах можно встретить яркие тона, которые словно выкручены на максимум: неоновые желтые и розовые, глубокие оранжевые и синие. Контрастные сочетания призваны упростить идею для восприятия массами.
Идея
Поп-арт стремился обратить внимание современников на предметы, которые окружают их каждый день. Для этого использовалась разная подача — от коллажей и ярких постеров до комиксов. Любой предмет достоин внимания, будь то банан, бассейн или пачка хлопьев. И не нужно его приукрашать — достаточно изобразить в максимально простых тонах и без лишних деталей. Со временем критики стали связывать поп-арт с обычной рекламой, так как, по их мнению, творения художников не отличались от обычных плакатов и не несли особой художественной ценности. Но на самом деле все эти произведения создавались для широкой публики, которая могла не разбираться в стилях живописи, а значит, нуждалась в простых и понятных произведениях.
Сатира
Многие художники в своих произведениях использовали юмор, чтобы обратить внимание общественности на привычки, явления и события. Иронию можно заметить и на обложках музыкальных альбомов того времени, и в ярких пейзажах, и даже на натюрмортах с теми же банками супа Энди Уорхола.
Краткая история поп-арта
Предпосылки
В конце XIX века во Франции особой популярностью пользуются Imagerie d’Épinal — печатные издания с лубочными сюжетами, которые отличаются яркими красками и максимально простыми художественными приемами.
Густав Курбе, французский художник-реалист, вдохновляется ими и создает полотно «Похороны в Орнане». На первый взгляд ничего необычного на этой картине нет. Но полотно имело размеры 3,15 на 6,68 м и изображало сельские похороны. Общественность была шокирована тем, что столь ординарное событие из жизни маленькой деревушки достойно такого масштабного полотна. Другие художники были удивлены пастозностью, темными тонами и отсутствием композиций. Курбе не стал идеализировать событие на своем полотне — он написал похороны такими, какими они и были: изобразил известных людей из деревни и событие, которое обыденно для жителей этой самой деревни. И, сам того не зная, стал прародителем поп-арта.
Зарождение течения
Традиционно считается, что современный поп-арт зародился в Лондоне в начале 1950-х годов. К созданию этого направления причастно сообщество «Независимая группа», в которое входили художники, архитекторы, писатели и критики. Вместе они работали над созданием новых рекламных плакатов и изучали различные техники создания современной на тот момент рекламы. Логотипы товаров, изображения знаменитостей и рекламные слоганы — все это члены группы использовали в своих произведениях, которые выставляли на обзор публики. Разумеется, общество резонансно реагировало на новое течение: непривычные для большинства людей картины вызывали смешанные чувства, но равнодушным не оставался ни один зритель.
История возникновения названия
Термин «поп-арт» возник от сокращения popular art. Впервые это выражение увидело свет в эссе британского искусствоведа Лоуренса Аллоуэя в 1958 году. В своем труде «Искусства и средства массовой информации» он описал новое явление как популярную массовую культуру. В дальнейшем длинное выражение было сокращено до емкого pop art. Известно, что Аллоуэй выступал в качестве защитника нового направления и видел в нем абсолютно законную и уместную в современном мире форму искусства.
Первое изображение в стиле поп-арт
Первым коллажем в стиле поп-арт принято считать «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (Just what is it that makes today’s homes so different, so appealing?), созданный в 1956 году Ричардом Гамильтоном, членом лондонской «Независимой группы». Публике произведение представлено на выставке «Это завтра» в лондонской галерее Уайтчепел.
Для коллажа использованы газетные и журнальные вырезки, которые ассоциируются с обществом потребления. Интерьер гостиной, начиненный предметами роскоши тех лет (магнитофон, телевизор, пылесос, журнальный столик) и характерными приметами хорошей американской послевоенной жизни (консервированная ветчина, леденец на палочке, знаменитый комикс на стене) выглядит донельзя переполненным, и от того смешным. Дополняют картину изображения полуголого культуриста и обнаженной девушки с абажуром на голове. Коллаж демонстрирует и одновременно высмеивает представления американцев о хорошей жизни. Но самое забавное, что Ричард Гамильтон создавал это произведение не в качестве самостоятельного объекта, а лишь в роли иллюстрации к афише выставки «Независимой группы» и не претендовал на мировой успех.
Причины возникновения поп-арта
1950-е в Великобритании — время, когда дети военных лет выросли и стали строить этот мир. Они пережили тяжелые времена Второй мировой и участвовали в восстановлении экономики своей страны. Их юность была омрачена жесткими ограничениями в рационе и примитивным дизайном одежды и бытовых вещей. В то же время Америка казалась им каким-то идеальным миром с ее развитой поп-культурой, свободными нравами и потребительским образом жизни. Английские художники этого поколения смотрели на США с завистью: Штаты им виделись свободными от предрассудков и готовыми принять новую культуру, которая охватывает СМИ и массовое производство. В то же время молодые деятели искусств хотели высмеять культ потребления, который появился в послевоенные годы: слишком много товаров рекламировалось и продавалось, и это выглядело странно для европейцев, которые совсем недавно пережили голодные времена.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Поп-арт в разных странах
Данное течение охватило сразу несколько стран и в каждой развивалось по-своему.
Великобритания
Поп-арт в этой стране субъективен и метафоричен. Каждый художник старался передать в произведении личные переживания и идеи, которые занимают его разум. Для британцев особенно важно было продемонстрировать протест против того положения вещей, которое царило в их стране после войны. Молодые творцы хотели перемен, и поп-арт стал в их руках инструментом, который мог влиять на общество.
США
В Америке поп-арт был отстранен от личности — художник лишь фиксировал окружающие его вещи и явления массовой культуры, словно высмеивая их обилие и яркость. Дело в том, что в США в это же самое время не наблюдалось дефицита продовольствия, одежды и бытовой техники. Наоборот, бум на посудомойки, стиральные машины, тостеры, холодильники, консервированную еду и яркие образы со страниц постеров вызывал у молодежи отторжение. Обнаружив себя в окружении благополучия, достатка и полного отсутствия дефицита продовольственных и промышленных товаров, молодые художники стремились выразить протест против этого удобного образа жизни с его напыщенным изобилием и перепроизводством.
В это же время в американском обществе процветают протестные движения против расовой сегрегации, войны во Вьетнаме и т. д. Художники могут протестовать по-разному, но они избрали самый очевидный путь — создавать предметы искусства, которые отражают окружающую действительность. Не полотна в классическом стиле, которые каждый художник мог написать, закончив обучение в школе, а дерзкие постеры и коллажи с консервами, комиксами и плоскими яркими изображениями бассейнов в ярких одноэтажных пригородах. Американский поп-арт на заре своего существования был смелым вызовом общественным устоям и привычному порядку вещей.
Другие страны
В СССР и Китае поп-арт преобразился в политический поп, так как в обеих странах в 1980-х народные массы интересовались политикой куда больше, чем газировкой и популярными актрисами. Художники создавали произведения в ответ на слишком быструю модернизацию и неуместные поступки политических деятелей, которые невозможно было оставить без внимания. Власти, в свою очередь, предпринимали попытки проводить агитацию с помощью поп-арт-объектов, но они не увенчались успехом.
Эволюция поп-арта
Нео-поп-арт продолжает использовать традиционные каноны, но не используется сегодня в качестве чего-то протестного или революционного. Он представляет собой слегка трансформировавшийся поп-арт: применяет современные способы выражения и задействует в своих сюжетах современных икон стиля, знаменитых актеров и медийных личностей. Произведения современных художников отличает эпатажный и ироничный стиль, граничащий со вседозволенностью. Политический лидер прошлого, облаченный в косуху с шипами, мелкие паттерны на лице знаменитого певца, изображения актеров, вырезанные по контуру и помещенные на однотонный фон, — сегодня такие компоновки не шокируют наблюдателя, а лишь привлекают внимание.
Современные поп-арт-картинки используются для украшения интерьеров, как на примере выше, а также для размещения на упаковках, рекламных буклетах или личных страницах людей в социальных медиа. Явление настолько прочно вошло в жизнь современных людей, что общество постепенно перестало видеть в объектах данного стиля какой-либо месседж: они просто привлекают внимание своей яркостью и простотой линий.
Самые известные поп-арт-художники
Питер Блейк
Британский художник, автор ярких графических работ, в которых задействованы образы массовой культуры. Одно из наиболее известных его произведений — обложка музыкального альбома Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band группы The Beatles. На ней изображен коллаж из фотографий участников группы, картонных изображений известных актеров и медийных личностей того времени, клумбы и музыкальных инструментов. Обложка стала культовой. Примечательно, что на ней должны были быть изображения Гитлера и Иисуса, но от этой идеи решено было отказаться.
Патрик Колфилд
Еще один английский деятель искусств, чьи произведения сразу выделяются среди других шедевров поп-арта. Объекты на картинах Колфилда не выглядят объемными, для их написания использованы чистые оттенки без полутонов. Еще одна характерная черта — толстые черные контуры, которые очерчивают каждый предмет на полотне. Колфилд изображал предметы интерьера, повседневные сюжеты, кадры из рекламы и кино.
Дэвид Хокни
Британский художник, который уехал в Америку и творил там, вдохновленный местными одноэтажными домиками с открытыми бассейнами. Разумеется, большинство работ Хокни посвящено воде: бассейнам, всплескам, ряби и душевым струям. Художник отмечал, что ему интересно испробовать все способы изображения водной среды. Среди его картин можно встретить и бытовые сюжеты, например виды из окна или портреты родителей.
Джим Дайн
Американский представитель направления поп-арт больше всего известен серией работ с изображением халата. Интересна мотивация автора: Дайн хотел создавать автопортреты, не изображая при этом лицо. Случайно в рекламе он увидел халат, который по форме напоминал его фигуру. Дайн подумал, что этот образ можно взять за основу и развить в целую серию интересных работ. Еще одна интересная серия произведений художника — сердца. Он изображал их как на холстах, так и на постаментах в виде объемных фигур из различных материалов. Но не только картинами и скульптурами известен Джим Дайн. Многократно он шокировал публику хеппенингами — перформансами, в которых задействованные лица не могут контролировать происходящее вокруг них.
Кит Харинг
Американский художник без опознаваемого стиля стал известен благодаря тому, что расписывал черные рекламные места, не занятые плакатами. Для этого он использовал не только краску, но и обычный мел. Большинство его ранних картин находились на станциях метро, и поэтому деятельность художника не могла долго оставаться незамеченной. Странные фигуры, которые ничего не выражали, а лишь сплетались в сложные узоры, привлекали внимание, и Харинга заметили известные представители направления поп-арт. Самобытный художник, изображавший танцующих человечков, быстро стал известным: ему заказывали плакаты для социальной и коммерческой рекламы, муралы для городских улиц и детских больниц.
Рой Лихтенштейн
Наиболее яркий представитель поп-арта. Его картины — гипертрофированные страницы комиксов, переосмысленные и возведенные в абсолют. Лихтенштейн брал известный комикс, выбирал одно изображение из него, избавлялся от деталей и/или добавлял свои, изменял текст в выноске-облаке. Важно отметить, что при написании картин он не использовал шелкографию или иную автоматизацию — все шедевры созданы с помощью кисти и плотной полимерной краски. Для нанесения точек и линий Лихтенштейн применял трафареты, чтобы упростить себе задачу.
Энди Уорхол
Пожалуй, самый главный представитель культуры поп-арт, творивший в Америке. Он дерзнул использовать искусство не как способ рассказать миру о своих переживаниях, а как возможность заработать денег. И такой подход принес свои плоды: коммерциализированные изображения однодолларовых банкнот, банок супа и медийных личностей люди воспринимали неоднозначно, но готовы были купить. Уорхол восхищался этой идеей: искусство, лишенное эмоциональной составляющей, может тиражироваться и иметь огромный успех. В своих работах он использовал типографские приемы, например шелкографию. Она позволяла тиражировать изображения быстро и без значительной потери качества. Эта идея тоже казалась бездушной, но именно Уорхол показал, что в современном искусстве нет никаких границ.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую