обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Как графический дизайнер живет и работает в Финляндии. История студентки Насти Ивановой

Как графический дизайнер живет и работает в Финляндии. История студентки Насти Ивановой

Настя переехала из Санкт-Петербурга в Финляндию после окончания университета и успела поработать в разных сферах, от управляющей в ресторане до специалиста в компании по разработке беспилотных автомобилей, и даже пробовала избираться в местный парламент. Но потом решила кардинально изменить карьеру и стать графическим дизайнером. Мы поговорили с Настей о том, что помогло ей принять решение о смене профессии, где она ищет вдохновение и первые заказы.

Анастасия Иванова

Город:
Санкт-Петербург — Хельсинки

Образование:
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, международный финансовый менеджмент

Прошлое место работы:
Swappie

Курс:
Профессия графический дизайнер с нуля до про

Как я переехала в Финляндию

Я училась в русско-финской школе, а после нее поступила в Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. Там преподавали предметы на английском языке, и их потом можно было перезачесть в финском университете. Так я и сделала — и в 2016 году переехала в Финляндию.

Здесь был графический дизайнер
Город Кайани, Финляндия

Сначала я жила в городе Каяани на севере страны, недалеко от родины Санта-Клауса. Потом полгода прожила в Лаппеенранте: подрабатывала и писала диплом.

Финляндия
Родина Санта-Клауса в Рованиеми, Финляндия

Я исследовала, как окружение и среда влияют на предпринимательские способности человека. Мы с одногруппником опросили 400 человек и пришли к выводу, что все зависит от индивидуальных способностей: если ты хочешь чего-то добиться, то сделаешь это вне зависимости от того, в какой среде ты вырос.

На последнем курсе я приехала в Россию, чтобы защитить дипломную работу, и параллельно устроилась в компанию Luxsoft Professional, в которой занималась проектом беспилотных Audi. Некоторое время поработала там, а потом вернулась в Финляндию. Последние три года я работала в стартапе Swappie в Хельсинки и прошла там путь от продакшен-специалиста до сеньора.

Сначала в Swappie я занималась тестированием и ремонтом айфонов, а также обучением новых членов команды. Затем меня выбрали в профсоюз, и я сосредоточилась на работе с коллегами: разбирала с юристами кейсы сотрудников, следила за исполнением коллективного договора. Благодаря работе в профсоюзе я даже пробовала избираться в парламент, но в итоге все-таки не прошла.

Почему выбрала графический дизайн

Еще во время работы я заинтересовалась графическим дизайном. Однажды ночью я смотрела разные видео на YouTube, увидела рекламу школы Contented и сразу подумала, что это мое.

Я проанализировала, что умею и как смогу монетизировать эти навыки в будущем. Например, я хорошо разбираюсь в управлении бизнес-процессами — знаю, как распределять время, управлять людьми, обучать, быстро адаптироваться к новой среде, новым знаниям и новым программам. 

В то же время я неплохо рисую, ходила на курсы программирования и базово владею Photoshop. И я подумала, что знания бизнес-управления и творческий склад ума помогут мне сделать качественный продукт.  

Еще полночи я потратила на то, чтобы изучить программу обучения, работы других студентов и понять, насколько мне это подходит. А потом отправила заявку, и утром мне перезвонили.

Как проходит обучение

Мне нравится формат обучения, когда ты можешь сам планировать свое время. Например, если я куда-то долго еду, то всегда смотрю лекцию и параллельно конспектирую. Еще радует обратная связь от менторов — они всегда дают полезный совет, как улучшить работу. Здоровая критика важна: она помогает развиваться и не терять мотивацию.

Я люблю участвовать в конкурсах и хакатонах — это помогает прокачивать навыки и дает возможность поработать над реальными проектами. Например, я участвовала в конкурсе от компании REDKEDS, а сейчас вписалась в хакатон для UX/UI-дизайнеров от Contented — хочу попробовать свои силы в новой для себя сфере.

Первый опыт участия в конкурсе

Агентство REDKEDS организовало конкурс для студентов Contented. Нужно было сделать карточки с инфографикой ко дню рождения бренда, и лучшие работы агентство опубликовало бы в своих соцсетях. Я увидела объявление конкурса в нашем учебном чате и решила, что пора проявлять активность. Для меня это было выходом из зоны комфорта, но все пошло не так с самого начала.

После заполнения заявки я начала ждать задание. Обычно участникам конкурса его присылают на почту или в общий чат. Но тут я пропустила бриф, который был прикреплен сразу к анкете, потому что отправляла заявку с телефона. Оказалось, что у других участников он был все это время.

Бриф конкурса REDKEDS
Бриф конкурса REDKEDS
Бриф конкурса REDKEDS

О том, что надо сдать задание, я узнала от организаторов, когда у меня спросили, успеваю ли я сдать работу в срок. Мы выяснили, что произошло, и продлили мой дедлайн на три дня — тогда я оперативно села за проект и делала его буквально по ночам.

Было непросто выжимать из себя качественный креатив в короткие сроки, но я поняла, что это вызов. Если в реальной практике мне придет задача, которую надо срочно выполнить к утру, я бы точно так же работала, чтобы не подвести заказчика.

Так как у меня было три дня на десять карточек, то весь объем я, конечно, не выполнила и сдала только три или четыре инфографики. Это был максимум, который я могла сделать на тот момент. Мне не хотелось доделывать задание как попало, чтобы добить количество, потому что у меня был только один шанс произвести первое впечатление своей работой.

По ходу конкурса у меня были сомнения, а после обратной связи от организаторов я вообще потеряла уверенность в своих силах. Но в итоге мои карточки все-таки приняли, и они даже попали в топ-10. REDKEDS выделили их среди остальных конкурсных работ, что для меня было неожиданностью. Они опубликовали мой паттерн в своих соцсетях, а я добавила одну из карточек в свое портфолио на Behance.

Где ищу заказы и проекты для портфолио

Я стала брать первые проекты только спустя полтора года после обучения, потому что считаю, что сначала нужно твердо и хорошо изучить базу, а уже потом приступать к реальным кейсам. И начала с того, что предложила друзьям посотрудничать на бартерной основе.

У меня есть подруга в Хельсинки, которая вяжет одежду и аксессуары, и я предложила разработать для ее изделий айдентику и логотип. Для нее это была возможность улучшить позиционирование бренда, а для меня — добавить реальный кейс в портфолио.

Как таковых клиентов у меня пока нет. Но я люблю фантазировать, поэтому сама придумываю концепты и кейсы.

Дизайнер придумала концепт
Концепт упаковки для бренда корейской косметики. Источник

Например, на одну из последних работ меня вдохновила книга с образцами французских тканей. Я сама придумала заказчика, написала бриф и сделала концепт упаковки. По легенде компания продает наборы для рукоделия. Я сделала для нее описание, придумала бокс, в котором будет все необходимое для шитья: иголки, ножницы, нитки, наперстки.

Да, такие проекты ненастоящие, но потом реальные клиенты придут к тебе в профиль на Behance, увидят, что ты неплохо фантазируешь, а значит, сможешь сделать что-то интересное и для них тоже.

Про развитие в дизайне

Я для себя разделяю понятия «насмотренность» и «кругозор». Насмотренность — это скорее вопрос вкуса и того, насколько хорошо ты можешь сочетать цвета и пропорции. Кругозор — гораздо шире и важнее. В него входят книги, фильмы, выставки, знания художников и стилистических приемов. Только имея широкий кругозор, ты сможешь сделать хороший продукт.

Поэтому теперь я, например, смотрю фильмы с совершенно другой стороны. Я анализирую не только сюжет, но и то, как сделан фильм: какие в нем цвета, постановка кадра, костюмы, музыка.

Мне нравятся цвета и визуал в кадре у «Блондинки в законе»:

Насте нравятся цвета и визуал в кадре у «Блондинки в законе»
Кадр из фильма «Блондинка в законе». Источник

Также люблю «Амели», потому что это фильм про особое ощущение мира, он о том, как найти необычное в обыденном:

Кадр из фильма
Кадр из фильма «Амели». Источник

Все это потом может пригодиться. Да, хорошо, когда ты можешь определить какой шрифт или оттенок красного используется. Но также важно иметь более широкий бэкграунд — никогда не знаешь, где найдешь вдохновение.

Планы на будущее

В будущем мне было бы интересно поработать в маркетинге, например, в рекламном агентстве — придумывать брендинг и упаковку. Недавно я увлеклась анимацией и также хочу попробовать свои силы в моушн-дизайне.

моушн-дизайн
Kinetic typography animation in After Effects. Источник

Сейчас я учусь и активно ищу работу — делаю проекты для портфолио, записываюсь на стажировки, отправляю резюме. Пока найти работу довольно сложно, в Финляндии рынок перенасыщен. Конкурировать непросто, но главное — не опускать руки.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент