История паблик-арта
Самые первые художественные и скульптурные работы, которые мы бы сейчас назвали паблик-артом, появились много веков назад. Истоки этого направления можно проследить в древних цивилизациях, где уличные монументы, барельефы, мозаики и фрески на стенах использовались для передачи исторических и мифологических сюжетов.
В Древней Греции и Риме искусство было неотъемлемой частью общественной жизни. Скульптуры, статуи и другие произведения украшали общественные пространства — форумы и храмы. Самые известные примеры греческого публичного искусства — это статуи Колосса Родосского (III век до н. э.), Афины и Зевса в Олимпии (V век до н. э.). В Риме были построены величественные триумфальные арки (I век до н. э.), обелиски и колонны, многие из которых стоят на своих местах до сих пор.
В Средние века паблик-арт продолжал развиваться, но уже в ином — религиозном — контексте. В это время были построены величественные соборы, такие как Нотр-Дам де Пари и cобор Св. Павла в Лондоне, которые сами по себе являются выдающимися произведениями искусства, а также вызывают священный трепет у верующих людей благодаря своей величественности и гармоничности. В Европе появляются первые памятники и скульптуры, посвященные светским лидерам и героям.
В эпоху Возрождения и барокко паблик-арт стал еще более популярным и разнообразным: к этому периоду относится множество выдающихся скульптур, колонн и фонтанов, которые до сих пор украшают улицы многих городов и залы музеев. К примеру, в этот период было создано такое знаменитое произведение, как статуя Давида Микеланджело. Впервые автор представил ее публике на площади Синьории во Флоренции в 1504 году, она символизировала независимость и свободолюбие.
В XIX веке паблик-арт стал более доступным и демократичным. Появились первые скульптуры, посвященные национальным героям и даже целым идеям. Например, статуя Свободы в Нью-Йорке символизировала победу над рабством, а мемориал Линкольну в Вашингтоне увековечивал память президента, который считал, что все люди должны быть свободны.
XX век — время оформления паблик-арта в отдельное направление. Он стал еще более разнообразным и инновационным. Появились первые произведения абстрактного публичного искусства, такие как скульптуры Генри Мура и Барбары Хепуорт.
В XX веке появились такие формы паблик-арта, как инсталляции, перформансы, стрит-арт и граффити. Один из первых известных современных паблик-арт-проектов появился в Нью-Йорке в 1960-х годах. Граффити-художники Taki 183 и Cornbread 149 стали покрывать стены города своими подписями и изображениями. Одними из первых художников стрит-арта стали Кит Харинг и Жан-Мишель Баския. В 1980-х годах они использовали стены, метро и заборы как холсты для выражения своей индивидуальности и социальной критики. В 1990-х годах Бэнкси (Banksy), британский анонимный художник, стал одним из самых известных представителей паблик-арта. Его произведения, сочетающие социальную сатиру и уличный стиль, вызвали широкий интерес.
В России первые образцы паблик-арта появились в 20–30-х годах XX века, когда уличную живопись, мозаику и скульптуру стали активно применять в пропагандистских целях. Произведения искусства тогда часто отражали идеал советского гражданина и работника, изображали идеологов марксизма, деятелей науки и культуры. В 60–70-х годах, в период модернизма в СССР, паблик-арт достиг своего расцвета. Художники и скульпторы начали работать над государственными проектами административных зданий, спортивных и культурных объектов.
В XXI веке стали появляться форматы, вдохновленные новыми технологиями, например проекционный мэппинг (projection mapping) и диджитал-арт. В 2000-х годах паблик-арт начал проникать в область муниципального искусства. Многие города признали его ценность и начали поддерживать. С 2000-х годов паблик-арт в России стал более разнообразным и экспериментальным. Среди современных отечественных произведений — проекты «Красный сад» и «Здесь и сейчас» на Красной площади и во дворе Музея Москвы, в которых участвовали такие художники, как Роман Ермаков, Николай Полисский и другие.
Паблик-арт сегодня продолжает активно развиваться. Серия международных фестивалей и выставок, таких как «Арт Базель» (Art Basel) или Street Art Festival, стали регулярными событиями. Это дает возможность художникам из разных стран ежегодно презентовать свои произведения.
Зачем нужен паблик-арт
Поскольку это направление сочетает чисто утилитарные, художественные и социальные функции, то и задачи у него весьма разнообразны.
- Приблизить искусство к широкой публике
Паблик-арт делает искусство доступным и понятным для всех. Он не требует специальной подготовки, посещения музеев и оплаты. Он может быть средством образования, просвещения, развлечения и вдохновения, формирования гражданского сознания и культурной идентичности. Публика часто может участвовать в создании или оценке произведения, нередко работа продолжает жить своей жизнью после появления на улице города. Например, проект «Суперламбанана» Таро Чизо представляет собой яркую скульптуру, сочетающую черты банана и ламы. Проект был создан в 1998 году как символ генетической инженерии, но со временем стал одним из самых популярных и любимых паблик-арт-символов города, который украшается разными способами.
- Преобразить пространство
Паблик-арт учитывает особенности места, в котором он размещается, и создает эстетическое и эмоциональное единство с окружающей средой. Произведение может подчеркнуть или изменить характер пространства, сделать его более привлекательным, комфортным или интересным. Например, скульптура «Железный человек» (Iron: Man) Энтони Гормли в Бирмингеме создает контраст между органической формой человеческого тела и жесткой геометрией городских зданий. Скульптура также отсылает к истории города как центра промышленности и металлургии.
- Поспособствовать социальному диалогу и культурному разнообразию
Паблик-арт отражает разные точки зрения и ценности, стимулирует общение и взаимодействие между людьми. Произведение может смешить, критиковать, отсылать к политическим, экологическим, возрастным и многим другим темам и проблемам. Пример такого многозначного произведения — «Ухо Ван Гога» художников Элмгрина и Драгсета в Нью-Йорке. Это вертикальный пустой бассейн в форме уха, который одновременно является реди-мейдом, оммажем, памятником и парадоксом. Проект отражает историю искусства, критикует культуру потребления и отсылает к личной трагедии Ван Гога, приглашая зрителей к размышлению и дискуссии.
- Вызвать эмоции, заставить задуматься
Паблик-арт не только украшает, но и провоцирует, критикует, экспериментирует. Он стремится к тому, чтобы воздействовать на сознание и чувства зрителей, а также на само пространство, в котором он находится. Паблик-арт может быть способом креативного решения проблем, таких как загрязнение окружающей среды, общественная безопасность, цензура, транспортные проблемы и т. д. Например, проект «Check Point Sekondi Loco. 1901–2030. 2016–2017» Ибрагима Махамы в Гане представляет собой обшитые джутовыми мешками здания, которые раньше использовались для хранения и транспортировки какао-бобов. Проект поднимает вопросы колониализма, торговли и экономики.
- Повысить туристический потенциал места
Паблик-арт привлекает внимание туристов и стимулирует развитие туристической индустрии. Многие города создают специальные маршруты, включающие самые популярные и значимые паблик-арт-объекты. Это способствует экономическому развитию, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций в город.
Таким образом, паблик-арт играет важную роль в преображении городской среды, стимулировании креативности и самовыражения, укреплении сообщества и развитии туризма.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Давайте разберем, что относится к паблик-арту, чтобы вы без проблем опознали его на улицах города или даже смогли бы создать свое произведение.
Скульптура
Это трехмерный объект из металла, камня, дерева, пластика или бетона, реже из других материалов. Скульптура может взаимодействовать с окружающим пространством, подчеркивая его характер, или, наоборот, быть изолированной от него, создавая контраст. Эти формы публичного искусства могут быть как монументальными, то есть очень большими, так и миниатюрными, отчего они не теряют своего очарования. Пример первой — скульптура «Мама» Луизы Буржуа. Пример миниатюрной городской скульптуры — 11-сантиметровый «Чижик-Пыжик» в Санкт-Петербурге авторства Резо Габриадзе и Вячеслава Бухаева.
Граффити
Это рисунок или надпись, нанесенный на стену или другую поверхность с помощью кисти, баллончика с краской, маркера, шаблона и других материалов и инструментов. Существует несколько десятков стилей граффити! Эта форма публичного искусства может быть способом творческого самовыражения, протеста, комментария или рекламы. Например, граффити «Девочка с воздушным шаром» Бэнкси является одним из самых известных и воспроизводимых произведений художника, который использует граффити как средство социальной критики и сатиры.
Мурал
Это разновидность монументальной живописи на габаритных зданиях и других больших архитектурных сооружениях. Мурал обычно представляет собой красочное выразительное изображение, нанесенное на вертикальную поверхность глухих стен жилых домов и коммерческих объектов. Чаще всего этот формат искусства выполняет задачу украшения города, а также фиксации памятных исторических событий.
Инсталляция
Это пространственная композиция, сконструированная из различных элементов (предметов, звуков, света и др.) и объединенная общей идеей. Художники создают инсталляции из обычных, бытовых либо не предназначенных для искусства вещей — деталей техники, предметов обихода, элементов визуальной информации. Из необычной комбинации простых вещей рождается многозначное произведение искусства, в котором зритель может увидеть скрытый подтекст. Например, инсталляция «Карильон Тихого» Александра Пономарева на Камчатке представляет собой вращающиеся корабельные винты и спирали, издающие звук, похожий на колокола. Произведение создано в память о тех, кто не вернулся из моря.
Перформанс
Это своего рода художественное представление, которое ставит художник или группа авторов в определенном месте и в конкретное время. Перформанс может быть импровизированным или заранее спланированным, а также включать в себя различные средства выражения, такие как звук, свет, движение, жест, речь и т. д. Перформанс часто бывает шокирующим и вызывающим, а также ставит перед зрителем вопросы о социальных, политических или эстетических аспектах жизни. Яркий пример — перформанс «В присутствии художника» Марины Абрамович. В первый раз он представлял собой более 700 часов пребывания художницы за столом, за который напротив нее садились зрители и смотрели ей в глаза.
Мозаика
Это декоративное искусство, которое создается путем вкрапления в поверхность небольших кусочков стекла, керамики или других материалов. Их можно встретить в общественных зданиях, парках и на станциях метро. Они часто изображают сцены или узоры, отражающие местную культуру или историю. Мозаики также могут использоваться для создания функциональных объектов, таких как скамейки или столы, которые служат практической цели и одновременно придают красоту общественному пространству.
Цифровое искусство
Цифровое искусство — это форма паблик-арта, которая использует цифровые технологии для создания захватывающих впечатлений для зрителей. Это могут быть видеопроекции (в частности, проекционный мэппинг на фасады зданий), иммерсивные компьютерные игры, интерактивные цифровые инсталляции и т. д. Цифровое искусство имеет множество воплощений. Произведениями могут быть векторные рисунки, 3D-графика, анимации, спецэффекты, цифровая фотография и объекты дополненной реальности.
Ленд-арт
Это направление искусства, появившееся в США в конце 60-х годов, которое предполагает неразрывную связь произведения с окружающим природным ландшафтом. Искусство ленд-арта не является внешним по отношению к ландшафту: последний используется как средство создания произведения или его элемент. Ленд-арт обычно имеет экологическую или социальную направленность, подчеркивает временность и изменчивость искусства.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую