обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Колористика

Колористика
7 декабря, 2023
12 мин

Колористика (цветоведение) — это область искусства, которая изучает цвета, их взаимодействие и влияние на зрителей. Она исследует эффекты, которые цвета могут производить на нас, а также методы их комбинирования и применения в разных областях, включая живопись, графический и интерьерный дизайн, моду и маркетинг. Колористика помогает понять, как цвета влияют на эмоции, настроение и восприятие людей, и дает навыки создания гармоничных и выразительных цветовых решений.

Краткая история колористики

Человек начал исследовать цвет и его свойства очень давно, еще в первобытные времена. Древние люди применяли краску в обрядах, которые символизировали связь между человеком и богами. Особое внимание уделяли красному, белому и черному цветам, а в эпоху неолита (VII–IV в. до н.э.) к ним присоединились желтый, синий и зеленый цвета, которые ассоциировали с природой — землей, небом и растительностью. 

Древние цивилизации Египта, Месопотамии, Индии, Китая и Греции занимались философским и научным исследованием света и цвета. Эти вопросы поднимаются в трудах таких крупнейших ученых, как Демокрит, Эмпедокл, Аристотель и Теофраст. К примеру, Демокрит выдвинул теорию об «атомах цвета», которые исходят из предметов и попадают в глаз человека. Согласитесь, это не так уж и далеко от современных представлений о механизме человеческого зрения. А в книге «О цветах» Аристотеля и Теофраста подробно разбирались темы смешения красок, техники и материалы для окрашивания. 

В эпоху Средневековья колористика развивалась во многом благодаря религиозной символике. Так, например, цвета делились на «божественные» и «богопротивные». Белый цвет символизировал чистоту, невинность и духовность, золотой и желтый — божественное сияние и мудрость, а черный — неверие и греховность. В эпоху Возрождения эти представления были переосмыслены и реализованы в трудах Л. Б. Альберти и Леонардо да Винчи. Например, в своем «Трактате о живописи» да Винчи подробно рассказывает о цветных рефлексах и явлении цветовой индукции, однако называет основными красками в живописи белую и черную.

«Трактат о живописи» Леонардо да Винчи
Страница «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи. Источник

В 1676 году английский физик и математик Исаак Ньютон провел знаменитый эксперимент с преломлением белого света при помощи призмы. Он показал, что белый свет состоит из семи цветов спектра: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Он также создал первый цветовой круг, на котором расположил цвета спектра в порядке их преломления.

Преломление света через призму
Визуализация преломления света через призму. Источник

В XVIII веке немецкий поэт и ученый Иоганн Вольфганг Гете опубликовал свою работу «Учение о цвете», в которой он критиковал ньютоновскую теорию цвета и предложил свою собственную. Гете считал, что цвет зависит не только от физических свойств света, но и от психологических факторов, таких как восприятие, чувства и воображение. Он также изучал влияние цвета на человеческую душу и разделил цвета на две группы: плюсовые (теплые, жизнерадостные, активные) и минусовые (холодные, печальные, пассивные).

Цветовой круг Гете
Шестиступенчатый цветовой круг Гете: его современные варианты используются до сих пор. Источник

В XIX веке немецкий художник и теоретик Филипп Отто Рунге разработал трехмерную модель цвета, называемую «цветовой сферой». Он представил цвет как шар, на которой оттенки расположены по кругу, насыщенность изменяется от центра к краям, а яркость — от вершины к основанию. Он также ввел понятие дополнительных цветов, которые образуются при смешении противоположных цветов спектра.

Цветовой шар Филиппа Отто Рунге
Цветовой шар Рунге. Источник

В XX веке колористика получила новый импульс развития благодаря появлению новых технологий, таких как фотография, кино, телевидение, компьютеры и т. д. Колористика стала применяться в разных областях деятельности: дизайне, моде, архитектуре, рекламе, психологии и др. В этот период появились многие известные теоретики и практики цвета, такие как Василий Кандинский, Иоганнес Иттен, Макс Люшер, Альберт Манселл, Харальд Кюпперс и другие.

Основные понятия колористики

Чтобы начать пользоваться в работе всеми полезными знаниями, которые дает колористика, нужно владеть ее главными терминами. 

  • Цвет — это восприятие света, отраженного или пропущенного через объект. Цвет зависит от трех факторов: источника света, свойств объекта и зрительной системы наблюдателя. Цвет имеет три основные характеристики: оттенок, насыщенность и яркость.
  • Оттенок — это тип чистого цвета, который преобладает в конкретном образце. Например, когда говорят «синие оттенки», это значит, что главным чистым цветом в их составе является синий.
  • Насыщенность — это степень чистоты или разбавленности цвета. Чем больше в цвете белого, черного или серого, тем он менее насыщенный. 
  • Яркость — это степень светлоты или темноты цвета. Яркость зависит от количества света, отраженного или пропущенного через объект. Яркие цвета близки к белому, а темные — к черному.
  • Цветовая гармония — это приятное для глаза сочетание цветов, которое создает эстетический эффект и передает настроение. Существует много способов подбора гармоничных цветов, например по цветовому кругу, по цветовой схеме, по цветовому контрасту и т. д.
  • Цветовой круг — это упорядоченное расположение цветов по спектру. Круг помогает понять взаимоотношения между оттенками и выбирать гармоничные сочетания. Существует много вариантов цветовых кругов, например Рунге, Иттена, Оствальда и т. д.
Цветовой круг Иттена
Цветовой круг Иттена — один из самых используемых в мире
  • Цветовая схема — это набор цветов, выбранных по определенному правилу или принципу. Цветовые схемы помогают создавать разные эффекты и атмосферы в дизайне, искусстве, моде и т. д. 

Типы цветов в колористике

В колористике существует определенная классификация цветов, которая позволяет лучше понять законы их сочетаемости и применять цвета более осознанно. Вот их основные типы. 

Базовые цвета (основные, первичные). Это красный, желтый и синий. Они являются основой для создания всех остальных цветов в колористике и находятся на цветовом круге Иттена на равном расстоянии друг от друга, образуя треугольник.

Вторичные цвета (составные). Они получаются путем смешивания двух базовых цветов в равных пропорциях. К ним относятся:

  • зеленый — смешение синего и желтого;
  • оранжевый — смешение красного и желтого;
  • фиолетовый — смешение красного и синего.

Составные цвета находятся на цветовом круге между основными и образуют другой треугольник, перпендикулярный первому.

Составные цвета
Вторичные цвета

Дополнительные цвета — это те, которые образуются при смешении основного и составного цвета, например желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и т. д. Дополнительные цвета находятся на цветовом круге между составными и заполняют оставшиеся промежутки.

В зависимости от взаимного расположения на цветовом круге различают контрастные и аналоговые цвета. 

Контрастные (комплементарные) — находящиеся напротив друг друга, например красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый. Они усиливают друг друга при совместном применении и создают динамичный и яркий эффект.

Контрастные цвета
Комплементарные цвета

Аналоговые — это те, которые располагаются рядом друг с другом на цветовом круге, например красный, оранжевый и желтый или синий и бирюзовый. Аналоговые цвета имеют общий оттенок и создают спокойный и гармоничный эффект.

В зависимости от преобладания первичных цветов различают теплые и холодные оттенки. К теплым относятся оттенки с преобладанием желтого и красного основных цветов, а к холодным — синего. Они названы так, потому что первые больше ассоциируются с энергией, огнем, теплотой и солнечными лучами, а вторые — с прохладой, водой или льдом. Различение между теплыми и холодными цветами может быть субъективным и зависит от восприятия человека. 

Ахроматические цвета — это те, которые не имеют оттенка, а только яркость, например белый, черный и серый. Ахроматические цвета используются для создания контраста, нейтрализации или подчеркивания других цветов.

Законы и принципы колористики

Вот несколько любопытных принципов цветоведения, которые помогают лучше понять и использовать цвета в дизайне и искусстве. 

Закон контраста. Он говорит о том, что соседствующие цвета визуально усиливают друг друга. Контраст между цветами может быть создан с помощью разницы в яркости, насыщенности или тоне.

Закон гармонии. Гармония в цвете достигается путем создания приятного и сбалансированного сочетания цветов. Оттенки могут быть комплементарными, соседними на цветовом круге, триадными и др.

Закон спектра. Цвет может быть воспринят по-разному в зависимости от цветов, с которыми он соседствует. Это обусловлено психологией восприятия. 

Закон насыщенности. Насыщенность цвета может влиять на его восприятие и воздействие. Более яркие и насыщенные цвета могут привлекать больше внимания, тогда как менее насыщенные цвета могут создавать более спокойную и сдержанную атмосферу.

Влияние цвета на эмоции и восприятие

Цвета — это не только яркие пятна на палитре. Они обладают большой силой воздействия на наше восприятие мира. Оттенки способны вызывать различные чувства и ассоциации, искусно играя с нашими эмоциональными струнами. Эта тема издавна интересовала теоретиков и практиков искусства, чтобы создавать работы, которые не оставят зрителей равнодушными. Исследователи этой темы обнаружили ряд закономерностей. 

  • Красный цвет, символ страсти и энергии, часто вызывает волнение и отождествляется с любовью и романтикой, но также может вызывать ощущение опасности и напряжения.
Красный цвет на картине «Последний день Помпеи»
Красный на картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» символизирует угрозу природной стихии. Источник
  • Зеленый, символ природы и свежести, связан с ростом и обновлением. Он способствует расслаблению и умиротворению, а также часто ассоциируется с творческим мышлением.
  • Желтый и оранжевый, цвета солнца и радости, способны поднять настроение и привнести в жизнь ощущение тепла и оптимизма. Они также ассоциируются с энергией и творчеством.
  • Голубой и синий привносят прохладу и спокойствие, связаны с гармонией и доверием. Эти цвета способны успокаивать нервную систему и создавать атмосферу комфорта.
  • Черный, цвет тайны, вызывает ощущение строгости, величественности и даже страха. Он также ассоциируется с элегантностью и стильностью.
Преобладание черного на картине «Банкет офицеров роты святого Георгия»
Одно время черный стал символом аристократичности, потому что вошел в моду в высшем обществе. Франс Хальс, «Банкет офицеров роты святого Георгия». Источник

Эти и многие другие наблюдения о влиянии цвета на психологию людей можно узнать из ряда научно-популярных книг и исследований, таких как «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена, «Психология цвета» Гарольда Браэма или «Маленькая книга цвета» Карен Халлер. Подробнее произведения на тему колористики мы разберем в конце статьи.

Различные цветовые модели

Цветовые модели — это форматы точного и единообразного представления цветов в виде определенного кода, который удобно использовать в дизайне, печати, отделке интерьера. Вот три основные цветовые модели, которые широко применяют сегодня. 

RGB это модель, основанная на смешении трех основных цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Каждый цвет представляется в виде числа от 0 до 255, которое обозначает его интенсивность. Например, белый цвет в RGB будет иметь код (255, 255, 255), а черный — (0, 0, 0). RGB используется для отображения цвета на экранах электронных устройств: компьютеров, телефонов, ТВ.

CMYK это модель, в которой основой являются четыре краски: голубая (Cyan), пурпурная (Magenta), желтая (Yellow) и черная (Key). Каждая представлена в виде процента от 0 до 100, который обозначает ее количество. Например, белый цвет в CMYK будет иметь код (0, 0, 0, 0), а черный — (0, 0, 0, 100). CMYK используется в основном для полиграфии. 

HSB — модель, основанная на разделении цвета по параметрам: тону (Hue), насыщенности (Saturation) и яркости (Brightness). HSB применяют для редактирования цвета в графических программах, таких как Adobe Photoshop, Illustrator и других.

Применение колористики в различных областях

Колористика в живописи помогает художникам создавать эффектные и гармоничные композиции, передавать настроение, эмоции, атмосферу, изображать свет и тень, объем и пространство с помощью цвета. Дизайнеры используют цвет, чтобы привлечь внимание, выделить важную информацию, улучшить юзабилити, сформировать имидж и айдентику, а также вызвать определенные ассоциации и реакции у пользователей и потребителей.

Зеленый олицетворяет природу, экологичность
Например, зеленые оттенки применяют для обозначения природы, здоровья, экологичности. Работа Palak Khanchandani. Источник

В интерьере колористика помогает создавать комфортное и уютное пространство, которое отражает вкус и характер хозяев. С помощью различных оттенков дизайнеры интерьеров могут визуально менять размеры и форму помещения, реализовывать определенный стиль и настроение, балансировать температуру и освещение.

Светлые тона в интерьере
Светлые цвета делают комнату более просторной, наполняют светом и воздухом. Работа Aleksandra Markovic. Источник

Колористика в моде помогает подбирать одежду, обувь и аксессуары к фигуре и цветотипу человека, подчеркивать достоинства и скрывать недостатки внешности. От цветов во многом зависят гармоничность образа, его соответствие модным тенденциям и впечатление, которое наряд производит на окружающих.

Полезные и интересные книги по колористике

Если вы хотите узнать больше про колористику, обратите внимание на эти книги. Некоторые из них способны не только расширить ваш кругозор, но и развлечь. 

Иоханнес Иттен, «Искусство цвета» — классическое пособие по цветовому конструированию и гармонии, написанное швейцарским художником и преподавателем Баухауса — культовой для дизайнеров по всему миру школы архитектуры и строительства. Книга содержит много иллюстраций и упражнений, которые помогут читателю понять основы восприятия и использования цвета в работе. 

«Искусство цвета» Иттена
Фрагмент книги «Искусство цвета» Иттена. Источник

Жан-Габриэль Косс, «Цвет. Четвертое измерение» — книга американского художника и педагога, в которой он демонстрирует цветовые эффекты и оптические иллюзии на основе своих экспериментов. Книга объясняет, как цвет влияет на нашу психику, эмоции и поведение, как его использовать в разных сферах жизни.

Татьяна Буймистру, «Колористика. Цвет — ключ к красоте и гармонии» — практическое руководство по подбору цвета в одежде, макияже и интерьере. Автор книги предлагает тесты и таблицы, которые помогут определить свой цветотип, а также дает советы по созданию эффектных и гармоничных образов.

Теренс Конран, «О цвете» — увлекательная книга английского дизайнера, в которой он рассказывает о простых и сложных оттенках, описывает нюансы их восприятия. Книга содержит много фотографий интерьеров, где цветовые сочетания придают комнатам неповторимый стиль и атмосферу.

Книга Конрана «О цвете»
Фрагмент книги «О цвете» Конрана. Источник

Михаил Матюшин, «Справочник по цвету» — уникальное издание русского авангардиста, в котором он представляет свою систему цветовых соотношений и таблицы для подбора цветов. Книга интересна не только с точки зрения теории цвета, но и с точки зрения истории искусства и культуры.

Николай Волков, «Цвет в живописи» — практическое руководство от российского художника и преподавателя, в котором он объясняет основы цветоведения и дает советы по работе с цветом в разных техниках и жанрах. Книга содержит много примеров известных картин и анализирует их цветовое решение.

Джозеф Альберс, «Взаимодействие цвета» — знаменитая книга американского художника и педагога, в которой он демонстрирует цветовые эффекты и оптические иллюзии на основе своих экспериментов. Книга является настольной для многих дизайнеров и художников, которые хотят улучшить свое чувство цвета.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент