Задачи концепт-арта
Концепт-арт — это не просто красивая картинка, а важный элемент процесса создания игры или фильма. Поэтому он выполняет целый комплекс функций.
- Визуализация идей
Обычно идея проекта выражается с помощью более или менее абстрактных описаний и понятий, например «Мы хотим создать игру в стиле стимпанк, действие которой будет происходить в 2341 году в Нью-Йорке». Однако конкретные элементы (облик Нью-Йорка, стиль одежды людей, внешний вид машин или роботов и т.д.) только предстоит проработать. Эту задачу решают концепт-художники. Они создают эскизы или цифровые картины с изображением персонажей, окружения и ключевых моментов игры, придавая форму видению дизайнеров.
- Помощь в режиссуре
Концепт-арт помогает определить визуальный стиль, тон и атмосферу проекта, а также проработать сцены, в которых будут действовать персонажи. Например, в киноиндустрии концепт-художники могут создавать детальные иллюстрации или 3D-рендеры декораций, костюмов и реквизита, которые служат наглядным ориентиром для команды постановщиков. Эти визуальные образы обеспечивают соответствие всех сцен будущего фильма желаемой эстетике.
- Тестирование и проработка идей
Концепт-арт позволяет экспериментировать и исследовать различные творческие возможности без существенных финансовых и временных затрат. Художники могут тестировать разные варианты дизайна, композиции и цветовой палитры, чтобы найти наиболее эффективное визуальное решение. При этом совсем не обязательно отшивать несколько костюмов для кино или создавать целые интерактивные локации, чтобы просто оценить, как они смотрятся. Детализированная картинка зачастую отлично справляется с этой задачей. К примеру, при создании нового персонажа для фэнтезийной MMORPG концепт-художники могут набросать несколько итераций, дорабатывая анатомию, черты и общий вид существа до тех пор, пока оно не будет соответствовать авторскому видению и ожиданиям аудитории.
- Помощь в общении и сотрудничестве
Концепт-арт служит языком общения участников проекта. Он облегчает совместную работу, предоставляя визуальный справочник, понятный всем членам команды. В анимационном кино концепт-арт используется для передачи дизайна персонажей и их мимики, что позволяет аниматорам, актерам озвучивания и режиссерам работать эффективнее.
- Вдохновение и творческое развитие
Концепт-арт способен разжечь воображение и вызвать восторг у аудитории или клиентов. Представленные в рекламных материалах или на выставках концепт-арты могут увлечь зрителей, зажечь интерес и предвкушение проекта. Например, концепт-арт к готовящемуся научно-фантастическому фильму может быть выпущен в виде тизерных постеров, раскрывающих отдельные моменты футуристического мира.
История концепт-арта
История концепт-арта берет свои истоки в начале XX века. Термин концепт-арт в том виде, в котором мы знаем его сегодня, возник в индустрии развлечений, в частности применительно к кино и видеоиграм.
Первые известные примеры концепт-арта можно найти в области анимации, например на студии Уолта Диснея в 1920-х годах. Художники Альберт Хертер и Фердинанд Хорват были одними из первых, кто создавал визуальные образы персонажей, фоны и раскадровки для таких диснеевских анимационных фильмов, как «Белоснежка и семь гномов» (1937) и «Фантазия» (1940). Этих мастеров можно назвать первыми концепт-художниками.
В сфере живого кино концепт-арт получил широкое распространение при создании научно-фантастических и фэнтезийных фильмов. Иллюстратор Ральф Маккуорри внес большой вклад в создание фильма «Звездные войны» (1977), где его концепт-арт помог визуализировать культовых персонажей, космические корабли и обстановку.
С появлением видеоигр во второй половине XX века концепт-арт стал неотъемлемой частью гейм-дизайна. Художники начали создавать детальные визуализации персонажей, окружения, реквизита и других элементов, чтобы направлять процесс разработки и производства. Такие игры, как Final Fantasy и The Legend of Zelda, известны своими проработанными концепт-артами, которые задают тон и стиль.
Постепенно рисование от руки уступило место цифровым инструментам, ускоряя творческий процесс и позволяя создавать детализированные, реалистичные работы. Цифровые программы для рисования, инструменты для 3D-моделирования и виртуальная реальность расширили возможности концепт-художников по воплощению своих идей.
Сегодня понятие концепт-арт охватывает кино, видеоигры, анимацию, рекламу и промышленный дизайн. Концепт-художники работают в тесном сотрудничестве с режиссерами, продюсерами, гейм-дизайнерами и другими творческими работниками над визуальной разработкой идей, персонажей, окружения и визуальных эффектов.
Этапы создания концепт-арта
В зависимости от проекта и используемой техники художники могут работать по-разному. Однако общий процесс создания концепт-арта можно описать в виде следующих больших этапов.
- Бриф. Концепт-художник получает описание проекта, в котором излагаются требования, темы и желаемая эстетика. Чем подробнее бриф, тем лучше. Заказчик должен изложить все пожелания по максимуму, чтобы в дальнейшем было как можно меньше правок.
- Исследование. Художник собирает важную информацию для лучшего понимания темы: изучает существующие работы и проекты в похожем стиле, читает текстовые материалы (например, литературные произведения по игровой вселенной), дополнительно общается с заказчиком.
- Референсы и мудборд. Референсы — это любые источники вдохновения, которые помогают художнику придумать идеи для концепт-арта. Это могут быть фотографии, картинки, скетчи, видео и т.д. Референсы помогают создать общее настроение и атмосферу, а также подсказывают детали и элементы дизайна. Обычно после подбора референсов и исследования темы художник создает мудборд, при необходимости согласовывая его с заказчиком.
- Генерация идей. Художник создает первоначальные эскизы для быстрой проработки нескольких идей и их согласования с командой проекта. Обычно это грубые рисунки небольшого масштаба и детализации, которые передают только общие формы, позы и композиции. Цель этого этапа — поэкспериментировать с разными формами, цветами, композициями и перспективами, чтобы найти самые интересные и подходящие решения.
Скетчи роботов от Hue Teo. Источник
- Отбор и доработка. На этом этапе художник выбирает лучшие из своих набросков и дорабатывает их до более законченного вида. Он добавляет детали, текстуры, светотень, цветовые акценты и т.д., чтобы сделать концепт-арт более реалистичным и выразительным.
- Окончательная иллюстрация. Доработанная концепция оформляется в виде высококачественной иллюстрации, объединяющей все элементы, включая композицию, освещение, цвета и сложные детали.
- Представление результатов. На этом этапе художник показывает свои концепт-арты заказчику или команде проекта и получает от них обратную связь. В зависимости от реакции художник может внести исправления или дополнения в свои работы или перейти к следующему заказу.
Методы и техники создания концепт-арта
Концепт-арты тесно связаны, с одной стороны, с классической живописью и графикой, а с другой — с современными техническими решениями, такими как 3D и AI. Поэтому инструментарий художников очень широк. Условно все методы создания концепт-артов можно разделить на две группы: 2D и 3D.
2D-методы создания концепт-артов
Рисование — процесс создания изображения с помощью обычных карандашей, кистей, красок и маркеров или графических редакторов Adobe Photoshop, PaintTool SAI, Krita и др.
Фотобашинг — это техника, при которой художник использует фотографии или части фотографий для создания концепт-арта. Фотобашинг помогает экономить время и добавлять реализм в изображение. Однако эта техника требует умения подбирать подходящие фото, а также совмещать их с другими фото или рисованными элементами.
Арт от Victor Pietrzykowski и фото, на основе которого он создан. Источник
Китбашинг — это техника, при которой художник использует готовые элементы из разных источников для создания концепт-арта (к примеру, 3D-модели). Китбашинг может быть полезен для создания сложных объектов, таких как оружие, транспорт или механизмы. Для использования этой техники художнику также важно подбирать и адаптировать элементы, соблюдать пропорции и перспективу.
Оверпейнт — это техника, при которой художник рисует поверх существующего изображения, добавляя или изменяя детали, цвета, свет или тень. Оверпейнт может быть использован для доработки или улучшения концепт-арта, а также для создания разных вариантов одного объекта.
Пример оверпейнта от Benoit Penaud: исходная картинка и концепт-арт на ее основе. Источник
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
3D-методы создания концепт-артов
3D-моделирование — это создание трехмерной модели объекта с помощью специальных программ, таких как Blender, Maya, 3Ds Max и других. Техника позволяет создавать детализированные и реалистичные объекты, а также легко менять их форму, размер, положение и ракурс.
Скульптинг — это разновидность 3D-моделирования, при котором трехмерный объект создают с помощью цифровой глины. Скульптинг позволяет художнику легко добавлять или убирать детали, а также создавать гибкие и сложные органические формы.
Рендеринг — процесс преобразования трехмерной модели в двумерное изображение с помощью имитации освещения, теней, отражений и других эффектов. Рендеринг позволяет быстро вдохнуть в модель жизнь, выбрать лучший ракурс и композицию.
Концепт-арт по игре Days Gone 2 от Benoit Penaud, созданный на основе 3D-сцены. Источник
Известные художники концепт-арта
Мы собрали для вас информацию о нескольких выдающихся концепт-художниках, внесших большой вклад в игровую и киноиндустрию.
Фэн Чжу
Он известен своими динамичными и детализированными цифровыми картинами, на которых часто изображаются футуристические и индустриальные пейзажи. Его работы часто выполняют повествовательную функцию и отличаются вниманием к деталям. Фэн Чжу работал над различными видеоиграми, такими как Final Fantasy, Dead Space, Gears of War, а также фильмами, например «Трансформеры» и «Звездные войны Эпизод III: Месть ситхов».
Примеры работ Фэн Чжу. Источник
Крейг Маллинз
Это разносторонний художник, известный своим умением работать в различных стилях. Его концепт-арты демонстрируют мастерское владение цветом и формой: от реалистичных пейзажей до стилизованных персонажей. Крейг Маллинз создал концепт-арт для многих фильмов-блокбастеров, включая «Парк Юрского периода», трилогию «Матрица» и «Аватар». Он также работал над такими видеоиграми, как Doom и World of Warcraft.
Примеры концепт-арта Крейга Маллинза. Источник
Sparth (Николя Бувье)
Он специализируется на создании футуристического окружения, городских пейзажей и транспортных средств. Его стиль характеризуется сочетанием свободной кисти и жестких форм, что позволяет создавать визуально захватывающие миры. Sparth работал над такими видеоиграми, как Halo, Assassin’s Creed, Cyberpunk 2077 и др.
Примеры работ Sparth. Источник
Джама Джурабаев
Стиль Джамы Джурабаева сочетает в себе реализм и элементы фэнтези, что помогает создавать потрясающие яркие арты. Его работы часто отличаются атмосферным освещением, сложным дизайном и уникальным сочетанием научной фантастики и фэнтези.
Джама Джурабаев работал над концепт-артами к таким фильмам, как «Мстители: Эра Альтрона», «Мандалорец», «Стражи Галактики» и другими.
Пример концепт-арта Джамы Джурабаева. Источник
Райан Черч
Этот художник известен своим блестящим использованием цвета и композиции, благодаря которым оживают фантастические и фэнтезийные концепции. На его работах часто изображаются огромные пейзажи, эпические космические сцены, а также культовые транспортные средства и сооружения. Райан Черч внес большой вклад в создание таких фильмов, как трилогия приквелов «Звездных войн» и «Аватар».
Пример работы Райана Черча. Источник
Где искать концепт-арты
Самый простой способ — это ввести в поисковую строку в интернете название игры, фильма или книги с добавлением слова «концепт-арт», а затем перейти в раздел «Картинки» в результатах поиска.
Если же вы хотите найти официальные концепт-арты того или иного проекта, то вот несколько доступных источников.
- Художественные онлайн-сообщества. Пожалуй, самыми известными ресурсами для художников являются DeviantArt и ArtStation, однако концепт-арты часто выкладывают на Behance, Dribbble и Pinterest. Вы можете искать по определенным ключевым словам или просматривать категории, чтобы найти концепт-арт на нужную тему или от нужных авторов.
Примеры концепт-артов по игре Resident Evil 4 на DeviantArt
- Официальные сайты и социальные сети. Многие студии видеоигр, фильмов и анимации публикуют концепт-арты на своих сайтах или в сообществах в соответствующих разделах.
- Книги и артбуки. Концепт-арты часто собираются в книги, которые можно приобрести в бумажном или электронном виде. Такой формат позволяет глубже вникнуть в художественный процесс создания фильмов, видеоигр и других видов развлечений.
Фрагмент артбука по игре Dragon Age: Инквизиция из онлайн-магазина videoigryrf.ru
- Блоги художников. Некоторые концепт-художники ведут собственные блоги или обучающие YouTube-каналы, где они делятся своими работами и рассказывают о технике их выполнения.
Помните, что концепт-арты защищены авторским правом, поэтому нельзя их просто копировать для создания своих работ. Чужие произведения — это прежде всего источник идей и вдохновения.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую