Отличительные свойства леттеринга
Именно эта особенность отличает леттеринг от типографики, где основное внимание уделяется шрифтовой композиции или расположению готового шрифта. Строго говоря, типографика — это искусство оформления именно печатного текста с четко заданными параметрами, а его главный инструмент — это шрифт, тогда как в леттеринге решающее значение имеет художественный замысел.
Леттеринг также не стоит путать с каллиграфией, несмотря на то что оба явления связаны с искусством написания букв. Именно написание характерно для каллиграфии, в то время как в леттеринге главную роль играют отрисовка, индивидуальность и авторский стиль. В каллиграфии уникальность не имеет решающего значения, созданный шрифт может быть множество раз использован в оформлении открыток, поздравлений, плакатов.
Краткая история леттеринга
Она насчитывает всего лишь несколько десятков лет и связана с появлением социального плаката. Хотя некоторые искусствоведы утверждают, что это явление зародилось еще в XIX веке на плакатах Альфонса Мухи и афишах Тулуз-Лотрека.
Так или иначе, широкое распространение это явление получило в середине XX века, причем не без участия советских дизайнеров. Именно в Советском Союзе леттеринг нашел свое применение на вывесках, листовках и плакатах.
Советский леттеринг сформировался в 20-х годах ХХ века под влиянием идеологии, закрытости страны и ограниченности в использовании визуальных техник. Он стал своего рода «фишкой» оформления печатной продукции. Время требовало незаурядных и запоминающихся изображений, поэтому социальный плакат и материалы пропаганды стали, пожалуй, пионерами в использовании леттеринга. Особенно полюбился художникам-оформителям леттеринг, стилизованный под рукописный текст.
В начале XXI века популярность леттеринга возросла за счет того, что подобные шрифтовые композиции отлично работают в коммерческой сфере, особенно в рекламных кампаниях, где необходимо было подчеркнуть уникальность продукта или сформировать имидж бренда. Например, узнаваемые «золотые арки» McDonald’s обещали обывателю стандарт качества, где бы он ни был.
«Игра в буквы» позволяла дизайнерам выделить продукт, запомниться покупателю, вызвать положительные эмоции при повторном обращении к зрителю.
Виды леттеринга
На текущем этапе леттеринг различается по методам исполнения. Выделяют три основных его вида.
1. Выполненный вручную. Такой стиль характеризуется уникальностью и неповторимостью элементов и чаще всего применяется в творчестве, хобби или при разработке единичных, уникальных художественных материалов.
2. Цифровой леттеринг — пожалуй, наиболее часто встречающийся на сегодняшний день вид этого явления. Он используется, когда все элементы планируется использовать в цифровой среде. Например, при разработке логотипа, шапки сайта, шаблонов авторских плакатов, визиток и другой продукции.
3. Смешанный стиль исполнения подразумевает использование эскизов, выполненных вручную, с последующей оцифровкой и обработкой в графическом редакторе.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Современный мир рекламы и полиграфии насчитывает огромное количество видов леттеринга, а учитывая тот момент, что многие шрифтовые композиции создаются в единичном экземпляре, перечислить их все практически невозможно. Рассмотрим основные направления стилей в леттеринге.
Граффити — это стиль, в котором автор проявляет полную свободу творчества. Характеризуется яркостью или контрастностью, а также объемным визуальным эффектом его элементов, переплетением букв, использованием растительных или анималистичных деталей и объектов.
С фоновым изображением — здесь буквенные композиции как бы вписываются в имеющийся фон, создавая вместе единую концепцию и формируя собой гармоничную композицию.
Объемный или 3D-леттеринг, когда буквы отрисовываются в трехмерной технике, получая объем и реалистичность.
Фигурный леттеринг, в котором шрифтовая композиция изображается в виде некоего объекта, чаще всего иллюстрируя тот предмет, который обозначается сочетанием букв в композиции.
Винтажный, готический, каллиграфический леттеринг — тот случай, когда стили тесно переплетаются между собой и отрисовка букв ведется с привязкой к определенному шрифту или способу его написания.
Использование деталей в леттеринге подразумевает работу как с элементами шрифта, так и с пространством вокруг букв. Все это используется для украшения и декорирования композиции, а ограничивается только творческой задумкой автора.
Смешанный стиль леттеринга, пожалуй, наиболее креативный и часто использующийся в творчестве, хобби и ручных изделиях. Он характеризуется совместным использованием всех вышеперечисленных стилей, созданием этакой эклектики в дизайне.
Где может применяться леттеринг
В ситуации стремительного роста рынка рекламы, полиграфии и развития маркетинговых технологий области применения леттеринга только расширяются. Причем не только с целью прямых маркетинговых коммуникаций, но и в качестве диалога с потребителем, для формирования стойких ассоциаций с брендами, выработки положительных эмоций в ответ на продукт рекламы.
Рассмотрим это на примерах.
- Леттеринг в айдентике продукта — художественно оформленные буквы активно используются при разработке логотипов, фирменных надписей, полиграфии.
- Как элемент дизайна интерьеров леттеринг шагнул далеко за пределы фоторамок и багетов для картин. Сегодня нередко можно встретить интеграцию художественно отрисованных букв на элементах мебели, декора, домашнего текстиля и элементов освещения.
- Дизайн одежды. С появления первых надписей на футболках прошло достаточно много времени, но этот тренд до сих пор на пике актуальности: надписи стали разнообразнее, буквы — креативнее; помимо прочего, они перекочевали с футболок на другие предметы одежды и даже нижнего белья.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую