пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Параллакс

Параллакс
16 сентября, 2024
7 мин

Параллакс (parallax) — это техника компоновки изображения или анимации, которая позволяет создавать зрительную разницу в расстоянии между объектами на переднем и заднем планах. Такой эффект делает визуальную составляющую веб-ресурсов более запоминающейся: при прокрутке страницы фоновое изображение перемещается медленнее, чем элементы, вынесенные вперед. Создается иллюзия трехмерного пространства на плоском экране.

Как выглядит эффект параллакс
Пример параллакса. Источник

Краткая история параллакса

Эффект параллакса стали использовать для усиления визуального восприятия еще в 30-х годах прошлого века. Изначально он активно применялся аниматорами студии Disney для создания мультфильмов. Вспомните «Белоснежку и 7 гномов» образца 1937 года: пока герои быстро перемещались на переднем плане, фон плавно смещался где-то вдалеке. 50 лет спустя этот эффект плавно перекочевал в видеоигры и сделал их чуть более реалистичными: восьмибитные Ferrari Grand Prix Challenge и Formation Z для платформы NES выпускались с «плавающим» фоном, который создавал иллюзию трехмерности всего, что происходило на экране.

Параллакс в игре
Машина на переднем плане перемещалась быстрее, чем город и деревья на фоне в игре Grand Prix Challenge. Источник

В веб-дизайн параллакс пришел только в 2007 году, и для этого разработчикам потребовалось использовать Javascript и CSS2 в Internet Explorer 6. В 2011 появились более продвинутые альтернативы HTML5 и CSS3, и работа с параллаксом значительно упростилась. Эффект стал очень популярным, и сайт со столь необычным дизайном делали себе все, кому позволял бюджет: и крупные мировые бренды, и небольшие компании в регионах.

параллакс на веб-сайте
Использование параллакса в веб-дизайне. Источник

Для чего используют параллакс в веб-дизайне?

Параллакс-эффект открывает новые возможности для создания уникального пользовательского опыта. В процессе скроллинга страницы человек может отмечать иллюзию глубины за счет разной скорости прокрутки двух и более слоев или элементов. Нестандартный визуал не просто развлекает пользователя — он привлекает внимание и используется в качестве дополнительного маркетингового инструмента. Сайты со стандартной версткой и статичными изображениями не запоминаются: читатель просто скроллит страницу, чтобы совершить целевое действие, не обращая внимания на оформление. Ресурсы, которые используют эффект параллакса, врезаются в память, их хочется просматривать снова и снова, а после — показать знакомым. Как следствие, увеличится не только время пребывания пользователя на сайте, но и количество новых пользователей. Далее можно подключить иные рекламные инструменты (например, таргетированную рекламу) и выстроить полноценную воронку продаж.

Параллакс в работах дизайнера
Пример использования параллакса в интерактивном портфолио дизайнера Den Sabrov. Источник

10 вдохновляющих примеров параллакса

Чтобы почувствовать себя в роли обычных пользователей и испытать на себе визуальное воздействие эффекта параллакса, изучите несколько живых примеров.

Tag Heuer. По-настоящему изобретателен дизайн на сайте с брендовыми часами. Здесь параллакс сочетается и с другими визуальными эффектами, но смещение слоев с разной скоростью можно встретить сразу на нескольких участках страницы. Часы крутятся и скользят, текст заголовков появляется прямо на экране — эффект параллакса здесь действительно красив.

Параллакс на сайте марки часов

Фильм «Убей своих любимых». Промо-лендинг создан к выходу одноименного фильма. На сайте размещены фотографии со съемок, информация о съемочном процессе, а также кратко изложен сюжет. При скроллинге подложка с картой метро Нью-Йорка движется медленнее, чем материалы на переднем плане.

пример параллакса в лендинге

Mooi. Идеальный пример того, как можно приковать внимание к бренду с помощью сочетания нескольких ярких слоев. Эффект можно увидеть, если подвигать мышкой из стороны в сторону. Наш редактор насчитал 6 слоев на главной странице. А сколько получилось у вас?

Слои в параллаксе

НИИКА. Параллакс можно использовать и для оформления дизайнерского портфолио. Вертикальный скроллинг и трехмерные объекты привлекают внимание и надолго остаются в памяти. Однако надписи, меняющие свое положение при каждом движении колесика мышки, сложно воспринимать.

Параллакс в портфолио дизайнера пример

Geex Arts. На этом ресурсе совмещены вертикальная и горизонтальная прокрутка контента, а также добавлена звуковая составляющая. Сайт посвящен галерее, поэтому пользователь часто будет видеть картины художников. Изображения откликаются на движения мышки: вращаются и сдвигаются в стороны.

Параллакс на сайте галереи

Apple. Раздел сайта популярного бренда, посвященный Международному женскому дню, в 2020 году обзавелся крупным параллакс-элементом с навигацией по холсту. Не продавая смартфоны, бренд смог привлечь к себе внимание за счет удачного сочетания подвижных элементов и описания заслуг современных женщин.

Параллакс в поздравлении от Apple

Brand Studio. Еще один ресурс, в котором параллакс реализован через холстовую навигацию. Рекомендуем ознакомиться, даже если вы не планируете пользоваться услугами агентства — что-то более необычное и экстравагантное вы вряд ли сегодня еще увидите.

Параллакс на сайте агентства

GUCCI. В 2018 году знаменитый бренд презентовал свою коллекцию одежды на оригинальном лендинге с эффектом параллакса. Каждый подвижный элемент кликабелен: ссылка ведет на каталог бренда с более детальными фото и описаниями моделей одежды и аксессуаров.

Параллакс на лендинге Gucci

Dog Studio. Трехмерная анимированная собака меняет расцветку и движется в процессе скроллинга. Параллельно изменяется и ее расположение в пространстве. Необычный пример того, как все самые яркие эффекты можно гармонично собрать в небольшую композицию на одной странице.

Параллакс на сайте креативного студио

Firewatch. Сайт компьютерной игры не просто продает продукт — он сразу погружает в атмосферу. Но стоит отметить, что эффект параллакса на нем находится лишь в верхней части главной страницы: по мере скроллинга пользователь сначала видит смещение слоев и ощущает глубину кадра, а затем словно проваливается под землю. Это удобно с точки зрения юзабилити: описание игры и кнопки оформления заказа находятся на статичной подложке, которая не отвлекает пользователя от совершения целевых действий.

Параллакс на сайте компьютерной игры

Минусы параллакса

Эффект, безусловно, очень красив и помогает создавать уникальные дизайны, но у него есть и минусы. Вот главные из них.

Скорость загрузки страницы. Это стоит помнить всем, кто хочет использовать свой сайт в качестве коммерческого ресурса. Пользователю важно, чтобы страницы быстро загружались вместе со всем содержимым. Никто не хочет ждать, пока появятся эффекты и изображения. Если за 2-3 секунды на странице не отобразились нужные элементы, пользователь просто покинет сайт. Ресурсы с параллаксом (особенно это касается сайтов на виртуальных хостингах) будут загружаться дольше. Варианта решения проблемы два: отказаться от параллакса вовсе или оптимизировать скорость загрузки иным путем.

Пример параллакса от Софии Юрченковой. Источник

Сложность восприятия. Параллакс хорошо показывает себя на сайтах с минимальным количеством текста. Этот эффект достаточно силен для того, чтобы использовать исключительно графические файлы: слои сдвигаются относительно друг друга, как в реальности, и создается эффект полного погружения. Смещение текста разрушает эту иллюзию и заставляет пользователя напрягать зрение, чтобы прочесть заголовки и описания, которые тоже подвижны. Если вы хотите, чтобы люди все же прочли тексты на сайте, то откажитесь от сложных эффектов в пользу юзабилити.

Пример параллакса от Costa Volkov. Источник

Неуместное использование. Параллакс приходится весьма кстати в портфолио креативных агентств, рекламе крупных брендов одежды и аксессуаров, а также на сайтах, посвященных компьютерным играм — на всех ресурсах, которые должны погружать пользователя в определенную атмосферу с первых секунд. Но если речь идет о сайте-агрегаторе с предложениями о сдаче квартир в аренду или лендинге с заказом услуг автосервиса, то стоит поумерить дизайнерский пыл: яркий визуал будет отвлекать пользователя от информации и функционала. Также следует учитывать и целевую аудиторию: параллакс поможет продать смартфоны молодым людям, но при этом приведет к падению конверсии на сайте с металлопрокатом для оптовых покупателей.

Предсказуемость. Если страница сайта представляет собой бесконечный лонгрид, то использование параллакса только одного типа может раздражать пользователя: ресурс покажется ему скучным. Чтобы этого избежать, можно смещать слои в разных направлениях и не делать это в каждом экране прокрутки. Важно соблюсти баланс между активными элементами дизайна и слишком скудной анимацией.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент