онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
Раньше считали, что искусство должно подражать природе и обращаться к прекрасному, демонстрировать красоту и гармонию. Но в XX веке отношение художников к искусству изменилось. Они стремились найти новые смыслы в живописи, ответить на вопрос: что же такое искусство и где его границы? Одним из пионеров нового метода стал Казимир Малевич.
«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных Венер, тогда только увидим чисто живописное произведение», — говорил он.
Иллюстрацией беспредметного подхода стал знаменитый «Черный квадрат». В этой картине художник отказался от сюжета, изображения людей, животных или природы, оставив лишь чистую форму — квадрат.
О роли формы в искусстве много размышлял и художник Василий Кандинский. В 1926 году он написал книгу о теории цвета и формы «Точка и линия на плоскости. О духовном в искусстве». Кандинский считал, что для того, чтобы создать абстрактную композицию, есть всего два средства — краска и форма.
По мнению Кандинского, форма напрямую влияет на цвет — может усилить или приглушить его. Например, желтый цвет «усиливает свое звучание в остроконечной форме», а синий «активно взаимодействует при круглой форме».
Швейцарский художник Иоханнес Иттен тоже считал, что цвет и форма взаимосвязаны. Согласно его теории, трем ключевым цветам — красному, желтому и синему — соответствуют три формы: квадрат, треугольник и круг. По мнению Иттена, квадрат символизирует строгость и статичность, треугольник — динамику и активность, а круг — отдых и расслабление.
онлайн-курс старт в дизайне
17-22 месяца
онлайн-курс старт в дизайне
Сначала — профориентация и опыт. После — обучение и больше опыта
8 300 ₽/мес.
4 980 ₽/мес.
В начале XX века два немецких психолога Макс Вертгеймер и Курт Коффка исследовали особенности восприятия людей. Они провели ряд экспериментов, чтобы выяснить, как человек воспринимает окружающий мир.
Ученые доказали, что мозг воспринимает ряд разрозненных элементов как единое целое, когда обрабатывает образы. Другими словами, человек стремится группировать похожие формы, когда их видит.
Впоследствии исследования человеческого восприятия оформились в ответвление психологии — гештальт-психологию. С немецкого слово Gestalt переводится как «образ» или «форма».
Читайте также:
От 🙂 до 👻: как смайлики захватили мир дизайна и изменили коммуникацию
Как принципы гештальта используют в дизайне
Со временем принципы восприятия форм из психологии перешли в дизайн логотипов, сайтов и приложений. Вот ключевые из них.
Принцип подобия
В чем суть. Человеческий взгляд стремится группировать предметы одинакового размера, цвета и формы.
Как работает в дизайне. Пользователь рассчитывает, что похожие по форме или цвету элементы будут работать одинаково вне зависимости от того, где они расположены на экране. Например, все прямоугольные кнопки на сайте Puma кликабельны.
Принцип близости
В чем суть. Если фигуры расположены рядом, то зритель считает их единой группой.
Как работает в дизайне. Малое или большое расстояние между элементами помогает пользователю сориентироваться в интерфейсе. Например, соотнести цену, размер и цвет в карточке товара.
Принцип симметрии
В чем суть. Человек подсознательно воспринимает симметричные предметы как более упорядоченные.
Как работает в дизайне. Симметрия создает ощущение порядка и предсказуемости в интерфейсе, помогает быстрее сориентироваться. Например, симметричные квадратные блоки на сайте Farfetch сразу направляют пользователя к каталогу.
Принцип замкнутости
В чем суть. Человеческий глаз лучше воспринимает завершенные и замкнутые геометрические формы — квадраты и круги. И автоматически достраивает их, если они не завершены.
Как работает в дизайне. Логотип WWF подсознательно считывается взглядом как круглый. Если посмотреть, как менялось лого организации, то можно увидеть, что изначально панду действительно обрамлял круг.
В основе любой композиции лежит форма — геометрическая, природная или абстрактная. Она помогает структурировать элементы композиции и придать ей целостность.
Еще форма может повлиять на то, как люди воспринимают айдентику. Например, квадрат ассоциируется с прочностью, надежностью и стабильностью, круг — с гармонией, комфортом и единством, а треугольник — с ростом и динамикой.
В 2015 году ученые провели эксперимент, чтобы выяснить, как форма логотипа влияет на восприятие. Они разделили студентов на несколько групп и попросили оценить рекламу новых кроссовок. Одной группе показали кроссовки с круглым логотипом, другой — с угловатым, а третьей — без логотипа. Студенты должны были оценить качество, удобство и долговечность обуви по 9-балльной шкале.
В итоге студенты, которым показали круглый логотип, оценили обувь как более удобную, чем участники из двух других групп. А студенты, которым достались кроссовки с угловатым лого, посчитали их более прочными по сравнению с другими.
Дизайнеры учитывают особенности восприятия, когда создают айдентику. А еще используют разные формы, чтобы вызвать нужные эмоции у аудитории бренда.
Например, Swoosh — логотип Nike по форме близок к треугольнику — вызывает ассоциации с активностью, движением и динамикой. Кстати, любопытный факт: дизайнеру логотипа Кэролин Дэвидсон заплатили всего 35 долларов за его создание.
А вот логотип Adidas периодически менял форму, а вместе с ней менялись и смыслы, которые бренд закладывал в логотип.
Например, в 1960-е компания использовала в логотипе природные формы: трилистник, перечеркнутый тремя полосками. Они обозначали три континента — Северную Америку, Европу и Азию, — где продается обувь Adidas. Так компания хотела подчеркнуть, что их продукция подходит всем и объединяет мир.
В 1990-х Adidas провел ребрендинг и трилистник заменили на три вертикальные полоски, по форме напоминающие гору. Они символизировали сложный путь спортсмена к достижению цели.
В 2002 году компания решила сменить акцент со спортсменов на повседневную моду и стиль молодого поколения. Так логотип приобрел вид сферы с тремя полосками.
А три года спустя Adidas и вовсе отказался от обрамления, оставив лишь минималистичные и узнаваемые три полоски.
Главное о том, что такое психология фигур в дизайне
- Художники-авангардисты считали, что каждая геометрическая форма вызывает свои ассоциации. Круг ассоциируется с мягкостью, квадрат — с твердостью и строгостью, а треугольник — с динамикой.
- Ученые доказали, что человек, видя похожие формы, стремится сгруппировать их. Они вывели несколько принципов восприятия: подобия, близости, симметрии и замкнутости.
- Со временем принципы восприятия из психологии перешли в дизайн логотипов, сайтов и приложений.
- Дизайнеры учитывают особенности восприятия при создании айдентики, а еще используют разные формы, чтобы вызвать нужные эмоции у аудитории бренда.
онлайн-курс
старт в дизайне
онлайн-курс
старт в дизайне
Выбирайте профессию осознанно: познакомьтесь на практике с 5 специальностями в дизайне.
После профориентации — обучение и реальный опыт: стажировки, проекты по брифам заказчиков и погружение в дизайн-среду
Научиться