Чем гайдлайн отличается от брендбука
Если кратко, то брендбук — это более масштабный документ, описывающий различные аспекты фирменного стиля, но не описывающий все случаи и правила их применения. Гайдлайн же — это часть брендбука, которая делает акцент именно на том, как правильно применять элементы на практике.
Брендбук — это всеобъемлющий документ. Зачастую он включает описание истории, миссии, ценностей, задач, аудитории, визуального стиля бренда, тона общения с аудиторией. В нем показаны фирменные цвета, шрифты, варианты логотипа, декоративные элементы, маскот, которые используются для оформления различных рекламных материалов компании.
Гайдлайн — более узконаправленный документ, в котором содержатся правила, как нужно применять элементы визуального стиля при оформлении материалов для сайта, рекламных креативов, постов в соцсетях, для печати упаковки, канцелярии, сувениров и т.д. Причем эти рекомендации максимально конкретны. Например, есть четкие правила, на каком расстоянии от краев макета надо располагать логотип или какой цвет логотипа надо сочетать с тем или иным цветом подложки.
Если задача брендбука — дать максимально полное представление о фирменном стиле компании, то функция гайдлайна — предоставить технический справочник по работе с фирменным стилем, чтобы бренд был представлен единообразно на всех рекламных площадках и независимо от того, какие дизайнеры занимаются проектом.
Польза гайдлайна
- Стандартизация требований. Документ упрощает задачу для всех партнеров, участвующих в продвижении компании. Подрядчики могут работать по заранее определенному стандарту, обеспечивая единообразие всех рекламных материалов.
- Экономия ресурсов. Использование гайдлайна значительно сокращает время и усилия, затрачиваемые на производство рекламы и других материалов бренда. Сотрудникам и фрилансерам больше не нужно придумывать новый дизайн или многократно уточнять такие детали, как размер шрифта и отступы. Все необходимые рекомендации для исполнителей уже изложены в руководстве, что упрощает творческий процесс и избавляет от ненужных правок.
- Повышение узнаваемости бренда. Устанавливая единые требования к корпоративному стилю, гайдлайн обеспечивает соответствие каждой точки соприкосновения бренда с аудиторией. Это касается рекламы, дизайна продукции, эстетики веб-сайта и социальных сетей, а также внешнего вида офиса. Такая последовательность помогает сформировать сильный имидж бренда, делая компанию легко узнаваемой и укрепляя доверие и лояльность клиентов.
Задачи гайдлайна
В плане корпоративного дизайна этот документ — настоящая палочка-выручалочка. Он помогает решать множество задач. Вот лишь некоторые из них.
Отстройка от конкурентов. В гайдлайне можно прописать уникальные дизайнерские приемы, которые помогут клиентам безошибочно узнавать товары компании на полках магазинов и хорошо запоминать стиль.
Упрощение работы с подрядчиками. Гайдлайн позволяет быстро и легко объяснить внешним исполнителям требования к дизайну. Гайдлайн содержит все необходимые данные и рекомендации для создания качественных материалов.
Поддержка франчайзинга. Гайдлайн необходим компаниям, которые открывают филиалы или предоставляют франшизы. Он помогает сохранить единый образ бренда в разных регионах и странах и поддерживать высокое качество продуктов и услуг.
Помощь в ребрендинге. Гайдлайн упрощает процесс внесения изменений в фирменный стиль компании. Он позволяет сохранить основную концепцию бренда и избежать негативных последствий от ребрендинга.
Структура гайдлайна
Логотип. Это самый важный и узнаваемый элемент фирменного стиля. В гайдлайне описывается внешний вид и размеры лого, правила его использования и наглядные примеры, как не нужно делать. Например, логотип не должен быть искажен, обрезан, повернут, изменен в цвете или расположен слишком близко к краю креатива.
Палитра цветов. Это набор оттенков, которые можно использовать в дизайне. В гайдлайне указываются названия, обозначения, инструкции по применению и рекомендации по сочетанию с другими цветами.
Фирменные шрифты. Это типы и стили текста, которые используются в дизайне. В гайдлайне указываются названия, размеры, начертания, интерлиньяж и другие параметры шрифтов. Зачастую прописаны даже требования к размерам и начертаниям для каждого графического материла или публикации.
Возможный фон. Это изображение, паттерн или цвет, на котором размещаются элементы дизайна. В гайдлайне указываются правила выбора и использования фона. Например, фон не должен мешать читаемости текста или видимости логотипа, на фоне может быть запрещено применение конкретных образов.
Дополнительные элементы. Это иконки, линии, формы и другие визуальные объекты, которые дополняют дизайн. В гайдлайне приводятся правила создания и использования этих элементов. Например, часто указывают, что иконки должны быть простыми, одноцветными и соответствовать тематике бренда, а иногда и прикладывают к гайдлайну готовые паки иконок, подходящих для разных случаев.
Фотостиль. Это описание стиля и правил съемки и обработки фотографий для бренда. В гайдлайне указываются параметры камеры, освещения, композиции, цветокоррекции и другие аспекты фотографии.
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Правила визуального оформления. Это инструкции по компоновке элементов дизайна на разных носителях: баннерах, визитках, листовках и т.д. В гайдлайне указываются правила расположения, пропорций, отступов и других параметров. Например, логотип может быть размещен только в верхнем левом углу баннера с определенным отступом от края.
Это основные элементы структуры гайдлайна. Однако документация для крупных компаний часто содержит дополнительные разделы. Вот некоторые из них.
Дизайн интерьера и внешних атрибутов. Это описание стиля оформления помещений и объектов бренда: офисов, магазинов, автомобилей, стендов на конференциях и т.д. В гайдлайне указываются правила выбора цветов, материалов, мебели и других элементов интерьера и экстерьера.
Модульные сетки. Это система разметки страницы на прямоугольные области, которые используются для расположения элементов дизайна. В гайдлайне указываются размеры, отступы и пропорции модулей для разных типов носителей: сайтов, приложений, печатных материалов и т.д.
Документация и электронные письма. Это описание стиля и правил оформления официальных документов и писем от бренда. В гайдлайне указываются шрифты, цвета, логотипы, подписи и другие элементы документации и электронной почты.
Сувенирная продукция. Это описание стиля и правил оформления предметов с символикой бренда: кружек, ручек, футболок и т.д. В гайдлайне указываются размеры, цвета, логотипы и другие элементы сувенирной продукции.
Униформа. Это описание стиля и правил одежды для сотрудников бренда. В гайдлайне указываются цвета, формы, логотипы и другие элементы униформы.
Принципы создания гайдлайна
- Гибкость. Гайдлайн не должен быть слишком жестким и ограничивающим творчество дизайнера. Он дает общие рекомендации и примеры, но не навязывает решения. Гайдлайн должен быть адаптивным к разным носителям, ситуациям и аудиториям.
- Наглядность. Гайдлайн должен быть визуальным и показывать, а не рассказывать, как работать с элементами дизайна. Он содержит много картинок, схем, таблиц и других графических объектов, которые помогают дизайнеру понять идею бренда.
- Соответствие. Гайдлайн должен соответствовать философии, миссии, целям и ценностям бренда. Он передает настроение, стиль и характер бренда через визуальные элементы, учитывает особенности рынка, конкурентов и аудитории.
- Уникальность. Гайдлайн должен делать бренд узнаваемым и отличимым от других. Он использует оригинальные и запоминающиеся элементы дизайна, которые выражают индивидуальность бренда. Нельзя копировать или заимствовать элементы у других брендов.
Как создать гайдлайн: поэтапный план
Вот основные этапы работы над гайдлайном.
- Определите цель и сферу применения. В зависимости от того, для чего будет использоваться гайдлайн, он может выглядеть по-разному. Уточните у заказчика, куда пойдет документ: штатным сотрудникам, дизайнерскому агентству для ребрендинга, франчайзи и т.д.
- Проведите исследование. Изучите актуальные руководства по дизайну, лучшие практики, отраслевые стандарты и тенденции в дизайне.
- Определите целевую аудиторию. Узнайте, кто будет пользоваться гайдлайном, например дизайнеры-фрилансеры или сотрудники типографии. Учитывайте их опыт, уровень квалификации и знакомство с принципами дизайна.
- Набросайте черновую структуру. Разбейте ее на разделы и подразделы, основываясь на различных принципах дизайна, которые вы хотите охватить.
- Напишите четкие и краткие рекомендации. Составьте руководство в ясной, краткой и легкой для понимания форме. Используйте простой язык и избегайте жаргона или сложных технических терминов. Включите примеры и наглядные иллюстрации для всех правил.
- Проведите тестирование. Тщательно проанализируйте гайдлайн, отправьте его заказчику и коллегам. Это нужно, чтобы убедиться в его точности, последовательности и полноте. Доработайте документ после получения обратной связи.
- Проверьте на ошибки. Вычитайте документ сами на предмет орфографических и пунктуационных ошибок, опечаток и других неточностей. Это можно сделать самостоятельно или с помощью редактора/корректора.
- Оформите документ. Продумайте, в каком формате будет представлено руководство. Это может быть документ в формате PDF, веб-ресурс или интерактивное приложение. Убедитесь, что гайдлайн легко доступен и может быть обновлен по мере необходимости.
Полезные советы по созданию гайдлайна
Исследуйте бренд. Прежде чем приступить к созданию гайдлайна, нужно хорошо понять бренд, для которого вы работаете. Узнайте его историю, миссию, цели, ценности, аудиторию, конкурентов и рынок. Постарайтесь вжиться в роль бренда и понять его суть и дух.
Соберите референсы. Посмотрите на примеры гайдлайнов других брендов, особенно тех, которые вам нравятся или похожи на тот, над которым вы работаете. Не стесняйтесь анализировать их структуру, элементы, принципы и решения. Но не копируйте их бездумно, а используйте как источник вдохновения и обучения.
Создайте прототип. Не спешите сразу делать красивый и детальный гайдлайн. Сначала создайте простой и схематичный прототип, который покажет основные разделы. Получите обратную связь от заказчика или коллег по этому прототипу и внесите необходимые корректировки.
Следуйте стандартам. Хотя гайдлайн должен быть гибким и уникальным, он также должен отвечать общепринятым стандартам и нормам дизайна. Например, мы рекомендуем соблюдать типовую структуру документа, правила композиции, контраста, читаемости и доступности.
Делайте проверки. После того, как вы создали окончательную версию гайдлайна, нужно проверить его на ошибки, неточности и несоответствия. Вы также можете протестировать его на реальных примерах дизайна и посмотреть, как он работает на практике. Не забывайте обновлять и улучшать свой гайдлайн по мере необходимости.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую