Самые известные примеры лигатур
Думаем, вы легко поймете, что такое лигатура, на следующем примере. Вам знакомо словосочетание rock & roll? Между словами посередине стоит знак под названием амперсанд — &. Он является эквивалентом союза «и» и является не чем иным, как лигатурой — соединением двух букв латинского союза et («и»).
Вот еще несколько примеров известных лигатур, которыми пользовались в прошлом или пользуются до сих пор.
- Буква «а йотированное» Ꙗ, которая присутствует в церковнославянской азбуке. Ее звучание примерно соответствует звучанию современной буквы «я».
- Знаки æ и œ, которые являются отдельными буквами в некоторых языках, таких как датский, норвежский или исландский.
- Буква немецкого алфавита под названием эсцет — ß, которая звучит похоже на двойную s или sz. Например, она есть в слове Straße.
Конечно, в истории языка можно найти еще десятки других примеров. Лигатуры очень широко распространены не только в различных языках мира, но и в изобразительном искусстве и дизайне.
История лигатур
Она тесно связана с историей языка и письма и насчитывает несколько столетий. Поэтому мы не будем углубляться в детали, а лишь расскажем об основных вехах.
С появлением книг в Средние века у писцов возникла необходимость ускорить свою работу и экономить место на страницах, так как материал был весьма дорогим. Поэтому они начали соединять некоторые буквы в один знак. Кроме того, книги, документы и другие предметы с надписями должны были быть красивыми и уникальными, поэтому лигатуры часто добавляли с декоративной целью. В качестве примера можно привести кириллическую вязь — тип декоративного письма, в котором буквы представляют собой орнамент. Они сильно искажены и часто соединены друг с другом.
С появлением книгопечатания лигатуры стали необходимыми для решения технических проблем, таких как столкновение и нахлест букв. Например, первопечатник Иоганн Гутенберг использовал в своей 42-строчной Библии в том числе лигатуры и различные вариации одних и тех же знаков. Вплоть до XVIII–XIX века эти комплексные знаки служили в основном утилитарным целям: отражали нормы меняющихся языков, закрепляли правила правописания, служили для экономии места на материале.
Однако в конце XIX — начале XX века лигатуры получили новую жизнь и формы. Этот период ассоциируется с такими направлениями, как Баухаус, конструктивизм, дадаизм и Де Стейл, а также серьезными изменениями в типографике. Немецкий типограф Ян Чихольд в книге «Новая типографика» сформулировал законы текста и шрифта в графическом дизайне. Он утверждал, что типографика должна быть ясной, функциональной и асимметричной, рекомендовал использовать санс-серифные шрифты.
Рекомендации Чихольда во многом актуальны до сих пор и сильно повлияли на весь графический дизайн. Однако сегодня дизайнеры все больше экспериментируют при использовании букв и шрифтов в своих работах. Лигатуры часто используются для создания эстетического эффекта, подчеркивания стиля или эпохи, емкого выражения комплексных смыслов. Последняя функция ярко реализуется в логотипах. Здесь лигатуры — это носитель сразу нескольких значений:
- название компании или бренда;
- главные идеи бренда, его миссия и ценности;
- воплощение фирменного стиля.
Читайте также:
Как Ян Чихольд придумал современную верстку
Примеры логотипов с лигатурами
Давайте разберем несколько известных логотипов, которые используют лигатуры.
FedEx. В имени этой американской компании, которая занимается доставкой различных грузов, использованы сразу два лигатурных приема: «склеены» буквы D и E, а также объединены буквы E и X. Последнее сделано с помощью негативного пространства (пустоты) — оно имеет форму стрелки, символизирующей скорость и пункт назначения.
Volkswagen. Эта лигатура осталась неизменной с момента основания компании. Она представляет собой знак из соединенных букв V и W, которые умещаются в круг. Буквы обозначают словосочетание volks wagen, что в переводе означает «народный автомобиль».
Chanel. Всемирно известный модный дом также не изменяет себе: его логотип остался одним и тем же с начала XX века. Он представляет собой лигатуру из двух зеркально отраженных букв C, отсылающих к этим знакам в прозвище и фамилии основательницы бренда Coco Chanel.
Читайте также:
Как создать логотип с нуля
бесплатный проект
бесплатный проект
Дизайн-волна — ваше экспресс-погружение в дизайн-профессии. Участвуйте в эфире с экспертами, выполните несложные практические задания и получите подарки.
зарегистрироваться
Правила дизайна современных лигатур
При разработке современных лигатур стоит придерживаться следующих принципов, которые помогут сделать знак гармоничным и запоминающимся.
- Баланс между элементами. Лигатуры должны быть пропорциональными и сбалансированными, чтобы не нарушать ритм и симметрию текста или дизайна. Например, если вы объединяете два символа, не отдавайте одному из них слишком много пространства в ущерб другому. Избегайте слишком больших или маленьких элементов, которые могут выглядеть неестественно или неудобно для восприятия.
- Сохранение читаемости. Поскольку современные лигатуры обычно несут в себе большую смысловую нагрузку, все составляющие знака должны оставаться узнаваемыми и передавать собственное отдельное значение. Зритель должен четко понимать, какие символы объединил автор и что они значат.
- Соблюдение контекста. Крайне важно, чтобы лигатура передавала нужный стиль и настроение проекта. Она может отсылать к какой-то эпохе, теме, профессии и другим моментам только за счет своей формы и начертания. Например, лигатуры из букв тонких классических шрифтов с засечками обычно передают элегантность и элитарность, а из букв прямых шрифтов — современность и технологичность.
- Адаптация под разные форматы. Иногда бывает, что при близком рассмотрении на экране лигатура читается хорошо, но стоит изменить масштаб — линии знака сливаются и перестают различаться. Это серьезная проблема, например, для логотипов, которые в будущем могут печататься в малом формате на упаковке продуктов или рекламных баннерах.
- Контраст между знаком и фоном. Лигатуры должны быть хорошо видны и читаемы на любом фоне, будь то однотонный, градиентный или с изображением. Используйте цвета, которые создают достаточный контраст с фоном, но при этом не слишком резкие или яркие.
Как сделать лигатуру для логотипа
Допустим, вам нужно создать лигатуру, чтобы она стала частью логотипа компании или личного бренда какого-либо человека. Давайте разложим весь процесс работы на этапы и разберем каждый из них.
- Выберите программу для дизайна.
Чтобы сразу работать в векторном формате, который чаще всего используется для логотипов, выберите векторный редактор. Например, это может быть Adobe Illustrator, CorelDRAW, Inkscape или иная программа. Вы также можете использовать онлайн-конструкторы логотипов, такие как Logomaster.ai, «Турболого», Genlogo и другие, которые предлагают готовые шаблоны и инструменты для создания логотипа из букв. Но помните, что не все из них предлагают скачать результат в векторном формате.
- Определите название вашей компании, бренда или продукта, которое будет использоваться в логотипе.
Подумайте, какие буквы вы хотите соединить в лигатуру и как это будет соответствовать вашему концепту, ценностям и целевой аудитории. Старайтесь выбирать лаконичные названия, которые легко запоминаются и произносятся.
- Выберите шрифт для вашего логотипа.
Шрифт должен быть читаемым, стильным и подходящим для вашей тематики и тональности. Вы можете использовать стандартные шрифты, которые есть в вашей программе, или скачать шрифты с сайтов, таких как Google Fonts, Fontstorage, DaFont и др. Однако обратите внимание на лицензию шрифта, если вы собираетесь использовать его в коммерческих целях (не для всех это возможно).
- Набросайте несколько вариантов лигатур.
Варианты нужны для того, чтобы поэкспериментировать и дать волю вашей креативности, а затем выбрать лучший эскиз. Соединять буквы можно по вертикали, горизонтали, диагонали, ставить друг за друга, стирать части объединяемых букв и т.д. При этом старайтесь сохранять баланс и пропорции между элементами, не перегружая логотип лишними деталями.
- Добавьте цвет и эффекты к вашему логотипу.
Цвет является важным элементом дизайна, который может передать настроение и ассоциации, связанные с брендом. Используйте палитру из 2–3 основных цветов, не злоупотребляйте градиентами, тенями, бликами и границами, чтобы визуально не перегружать проект и не потерять простоту и читаемость.
- Сохраните и экспортируйте логотип в нужных форматах.
Чтобы впоследствии логотип можно было легко использовать в различных целях и без ущерба для качества картинки и менять его масштаб, сохраните его в векторном формате, например AI, EPS, SVG или PDF. Также рекомендуем выгрузить логотип в растровые форматы, такие как PNG и JPG, которые хорошо подходят для веб-сайтов, социальных сетей и презентаций.
Всё о дизайне за 2 часа
Всё о дизайне за 2 часа
Бесплатный практикум + гайд "300 полезных ресурсов для дизайнера" после регистрации
Участвую