пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Постпродакшн

Постпродакшн
29 сентября, 2024
8 мин

Постпродакшн (от англ. postпосле и productionпроизводство) — это этап создания фильма или видеоролика, на котором происходят окончательная обработка материала и его превращение в целостное произведение. Постпродакшн включает в себя монтаж, звуковое оформление и разнообразные визуальные эффекты. Цель постпроизводственных этапов — создать окончательный продукт, готовый к демонстрации, прокату и распространению.

Место постпродакшна в процессе создания фильма

Давайте разберем, когда наступает очередь постпродакшна в пайплайне подготовки видеоролика. Это далеко не первый этап. Помимо него, есть и другие. 

  1. Подготовка. На этом этапе создатели определяют идею фильма или видеоролика, которая будет актуальна и интересна для зрителей, придумывают историю, пишут сценарий или только его синопсис — краткий вариант, в который включены ключевые сцены и основные повороты сюжета. Организаторы также планируют бюджет и ведут поиск средств для финансирования проекта.
Объявление о кастинге
Объявление о кастинге актеров с сайта Всекастинги.рф
  1. Предпродакшн (предпроизводство). Это этап для подробного планирования и подготовки к съемкам. Предпродакшн включает кастинг актеров, поиск локаций, создание декораций и костюмов, а также подготовку оборудования, транспорта и специализированного ПО для работы. Также часто на этом шаге происходит доработка сценария, если до этого он был неполным.
  2. Продакшн (производство). На этом этапе происходит сама съемка фильма или видеоролика. Актеры и команда работают в павильоне или в открытых локациях, чтобы записать все необходимые сцены, актеры озвучки записывают закадровый голос или песни, если они есть.
Кинопавильон
Интерьер кинопавильона Movie Hall. Источник
  1. Постпродакшн. На этом этапе происходит окончательная обработка снятого и записанного материала. Обычно постпродакшн начинается после того, как все съемки завершены и материал отправляется в постпродакшн-студию. Там он проходит через несколько этапов обработки: редактирование дублей, монтаж, звуковое и визуальное оформление, колоризация. Фильм многократно отсматривают, чтобы обнаружить случайные ошибки или недочеты. Итогом становится окончательный продукт, готовый к демонстрации.
  2. Распространение. Если речь идет о фильме, то его могут отправить в кинотеатры, записать на DVD или Blu-ray или загрузить на стриминговые платформы, такие как Ivi, Okko и «Кинопоиск» в России или Netflix, Amazon Prime за рубежом. 

Каждый этап играет важную роль в процессе создания фильма или видеоролика, и успех проекта зависит от качества работы на каждом из них.

Что входит в постпродакшн

Теперь давайте разберем каждый шаг постпроизводства подробно: что и как на нем делают, какие методы и программы используют и что получают в результате. 

Монтаж 

Монтаж — это один из ключевых этапов постпродакшна в кино-, теле- и видеопроизводстве. Именно он отвечает за созданиt «тела» видеоролика. Если говорить простыми словами, то монтаж — это склеивание отснятого материала в единое целое. Однако на самом деле это настоящее искусство: монтажеры стараются максимально точно изложить сюжет, правильно рассказать историю, подчеркнуть эмоции персонажей с помощью выбора и компиляции разных кадров. В своей работе они используют определенный ритм и темп, выбирают разные углы съемки, задают подходящие переходы, чтобы фильм производил нужное впечатление на зрителя.

По завершенности монтаж бывает:

  • черновой — это предварительная версия фильма, которая может содержать недостатки, такие как недостаточное освещение, плохое звуковое сопровождение и т.д. Она позволяет режиссеру и продюсеру получить общее представление о фильме и внести необходимые корректировки;
  • чистовой — это финальная версия, которая создается после утверждения чернового монтажа. Она включает в себя все необходимые доработки и готова к показу.
Монтаж в DaVinci Resolve
Интерфейс программы для монтажа DaVinci Resolve. Источник

По стилю монтаж делится на много видов, их выбирают в зависимости от требований проекта. Вот несколько примеров:

  • линейный — последовательное расположение кадров в хронологическом порядке, без использования специальных техник;
  • нелинейный — метод монтажа, при котором кадры могут быть расположены в любом порядке, независимо от их хронологии по сюжету. Это позволяет монтажеру экспериментировать с последовательностью сцен и создавать более сложные структуры повествования;
  • сложный — методика, предполагающая применение необычных техник, например наложение кадров друг на друга, разделение экрана, замедление, ускорение, перемотка и др. Это нужно, чтобы создать более сложные визуальные эффекты;
  • музыкальный — метод монтажа, при котором звуки или мелодия синхронизируются с кадрами на экране, создавая более эмоциональный или драматический эффект.

Монтажеры используют современные программы для своей работы, такие как Adobe Premiere Pro, Sony Vegas Pro, DaVinci Resolve и некоторые другие. Они позволяют редактировать материал, добавлять звуковые эффекты и музыку, создавать визуальные эффекты. 

Саунд-дизайн и озвучка

Звук играет ключевую роль в создании полноценного кинопроизведения, поскольку он помогает создать реалистичную и эмоциональную атмосферу, передать настроение и подчеркнуть важные моменты сюжета.

В кино существует несколько типов звуков:

  • диалоги — реплики актеров, которые передают сюжет и эмоции персонажей;
  • звукошумовые эффекты — это все остальные звуки, которые можно услышать в фильме, например шум дорожного движения, звуки природы, ударов, взрывов и т.д.;
  • музыка — мелодии, песни, которые используются для создания эмоционального фона и подчеркивания важных моментов сюжета.

В звуковом дизайне есть множество техник, которые используются для создания полного звукового ландшафта. Например, техника фоли (Foley) применяется для записи эффектов, которые не были записаны на съемочной площадке. Специалисты отдельно имитируют звуки при помощи подручных материалов. Например, звук крыльев птицы можно изобразить при помощи раскрытия зонта, шаги по заснеженной дороге — с помощью сдавливания ложкой крахмала и т.д. 

Студия фоли
Студия фоли с поверхностями и материалами, производящими разные звуки. Источник

Еще один пример — техника ADR (Automated Dialogue Replacement). Она используется для записи диалогов в студии после съемок. Это необходимо, когда звук с площадки недостаточно хорош или когда нужно добавить новые реплики. 

Визуальные эффекты

Зачастую их кратко обозначают аббревиатурой VFX. Различают два основных типа визуальных эффектов: практические и компьютерные. Первые создают с помощью физических объектов и механизмов, таких как модели, макеты, пиротехника и др. Компьютерные эффекты создают с помощью программного обеспечения. Главным образом это CGI (компьютерная графика), захват движения с последующим 3D-моделированием и хромакей. Их добавляют в фильм при помощи композитинга — объединения нескольких изображений в одно целое, чтобы создать иллюзию того, что они были сняты в одной сцене. Если снимается мультфильм, то одной из основных техник является ротоскопинг — перерисовка в мультипликационном формате заранее отснятых кадров с живыми актерами. Для создания визуальных эффектов используются такие программы, как Adobe After Effects, Fusion, Houdini, Autodesk Maya, Autodesk Arnold, Cinema 4D и многие другие. 

Создание титров, текстовых надписей

Тексты в кино дополняют визуальный стиль, помогают зрителям лучше понять сюжет и узнать больше о создателях. Титры и надписи могут представлять название фильма, имена актеров и съемочной группы, а также различные сообщения и объяснения. При их создании широко используется анимация текста, которая делает титры динамичными. Графический дизайн помогает сделать текстовую составляющую лучше с помощью таких элементов, как логотипы, иллюстрации и фотографии.

Цветокоррекция

Цветокоррекция (колоризация) — это процесс изменения цвета и тона изображения, чтобы сделать картинку более привлекательной и обеспечить нужный визуальный стиль. Цветокоррекция бывает:

  • базовой — изменение основных параметров, таких как яркость, контраст, насыщенность и цветовой тон, для всего изображения;
  • вторичной (коррекция по областям) — корректировка цвета только определенных зон изображения, например тона кожи актеров или неба. 

Важной техникой на этом этапе является LUT-цветокоррекция. Это процесс изменения цвета и тона изображения с помощью таблицы соответствия цветов (Lookup Table). Это своего рода матрица, которая содержит информацию о соответствии цветов в исходных необработанных кадрах и конечных цветов, в которые их нужно преобразовать. LUT используют для создания визуального стиля, например эффекта «фильтра», который придает ролику определенный комплексный оттенок.

Кадры из фильма «Амели»
Фильм «Амели» (2001 г.) изобилует теплыми и достаточно яркими цветами, что подчеркивает атмосферу картины. Источник

Кто выполняет постпродакшн

В постпродакшне участвуют несколько профессионалов, каждый из которых отвечает за свою часть процесса. Вот некоторые из ключевых ролей.

  • Режиссер — отвечает за окончательный результат и соответствие фильма первоначальной идее и сценарию, контролируя все аспекты процесса.
  • Монтажер — выбирает лучшие дубли, определяет последовательность сцен и создает окончательный монтаж, в финале добавляет готовый закадровый комментарий, музыку и эффекты. 
  • Композитор — создает музыку для фильма, сочиняет ее с нуля или делает новые варианты уже существующих композиций.
  • Саунд-дизайнер — создает и записывает звукошумовые эффекты.
  • Звукорежиссер — отвечает за запись, сведение и микширование всех звуковых эффектов, диалогов и музыки в фильме или видеоролике, может записывать дополнительные звуки, такие как шаги или звуки природы, чтобы создать более реалистичную атмосферу. 
  • Дизайнер — создает различные графические элементы, такие как титры, заставки, иллюстрации и т.д., а также рекламные материалы на этапе распространения продукта.
  • VFX-специалист — отвечает за создание компьютерной графики, анимации и других визуальных эффектов, которые используются в фильме. Часто он также отвечает за motion capture и композитинг. 
  • Колорист — выполняет цветовую коррекцию, настраивая цветовой баланс, контраст, насыщенность, накладывая различные цветовые фильтры и т.д.
  • Супервайзер или координатор — отвечает за координацию всех аспектов постпродакшна. Он работает с режиссером, продюсерами и другими членами команды, чтобы гарантировать, что работа выполняется в соответствии с бюджетом, графиком и требованиями проекта. 

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент