пройдите тест и узнайте,
какая дизайн-профессия подойдет именно вам

Брендбук

21 сентября, 2024
6 мин

Брендбук (англ. brand book — «книга бренда») — это официальный документ с описанием концепции и философии бренда, его миссии и ценностей, целевой аудитории, с подробной информацией о фирменном стиле: логотипе, шрифтах, цветах. Также может содержать информацию о политике компании, ее истории и пути развития.

пример брендбука
Фрагмент брендбука для компании UNIT от Ann Niyazova. Источник

Назначение брендбука

Брендбук — это бизнес-инструмент, который могут использовать штатные сотрудники компании, фрилансеры, партнеры, рекламные и дизайн-студии. Документ помогает поддерживать имидж бренда: от идеологии до визуального ряда. В небольших компаниях под брендбуком часто понимают гайдлайн — подробное описание фирменного стиля. Но это не одно и то же. Гайдлайн — часть документа.

С помощью брендбуков можно повысить корпоративную культуру: познакомить персонал с символикой компании, ее философией, правилами применения элементов корпоративного стиля в работе (в деловой переписке, ношении корпоративной одежды в цветах бренда и т.д.), а также обучить новых сотрудников.

Инструмент помогает снизить затраты на проведение рекламных кампаний: все элементы соответствуют единой концепции, поэтому их не нужно придумывать заново перед стартом новой активности.

брендбук
Фрагмент брендбука Slonum от Александра Сычева, в котором говорится об использовании визуальных элементов в дизайне сайта. Источник

Что входит в брендбук

При разработке брендбука описывается не только визуальная составляющая, но и специфика бренда. Описания могут быть краткими, в несколько предложений, или подробными, занимающими более десяти страниц. Остальная часть информации — описание и способы применения визуальных элементов, регламент их применения, а также допустимый дизайн визиток, пакетов и иной промопродукции бренда. 

Идеология бренда. В этой части указана философия, миссия бренда, каких целей достигла и хочет достичь компания, каких принципов в работе она придерживается. Также в этом разделе может быть прописана корпоративная культура и история становления компании: от идеи до формирования бренда.

часть идеологии бренда в брендбуке
Часть идеологии бренда Ozon. Источник

Презентация логотипа. В этой части брендбука представлены разрешенные варианты использования логотипа и логика, которой руководствовался дизайнер при его разработке. Это необходимо для понимания законов, по которым построен логотип, в какую сетку вписан, из каких модулей состоит, чтобы использовать в дальнейшем эту модульность в других элементах. В презентацию брендбука для клиента (но не в финальный документ) дизайнер может добавить ранние варианты логотипа, чтобы продемонстрировать процесс его создания. 

фрагмент из брендбука
Построение и история поиска идеи логотипа из брендбука Move4Job от Ann Niyazova. Источник

Также указываются недопустимые варианты применения. Например, большинство логотипов нельзя вытягивать и деформировать по диагонали, а также использовать вместе с цветами, нарушающими гармонию.

допустимые варианты использования символики в компании
Пример недопустимых вариантов использования корпоративной символики из брендбука для компании Slonum от Александра Сычева. Источник 

За описанием логотипа следует указание величины охранного поля. Оно представляет собой расстояние, которое нужно оставлять пустым при размещении рядом с логотипом иных элементов дизайна, текстов и т.д. 

пример описания
Пример описания охранного поля для компании «Кром БИО» от Logogo Family. Источник

Цвета. Брендбук содержит набор фирменных цветов бренда, их допустимые сочетания и возможные оттенки, которые можно использовать в рекламных и других материалах. Каждый цвет может сопровождаться HEX-кодом (буквенно-цифровым обозначением), чтобы исключить возможные ошибки. Также цветовые сочетания иногда дополняются коротким описанием.

брендбук в ярких цветах
Фирменные цвета из брендбука для Preserva от Ana Carolina Miranda. Источник

Шрифты и оформление текстов. Здесь прописывается название фирменного шрифта или шрифтов, если компания использует несколько, а также регистр, расстояние между символами, допустимость курсива или жирности и другие детали. В брендбуке прописывается соотношение заголовков и основного текста, допустимое выравнивание, интервал между строками и другое. 

шрифты и их применение в брендбуке Apple
Допустимые шрифты и их применение в брендбуке Apple. Источник

Цвета и шрифты могут быть основными и дополнительными. Первые должны использоваться на большинстве рекламных материалов, а вторые могут дополнять их, присутствуя в небольшом количестве. 

Фирменные паттерны и графика. Сюда входят все графические элементы, которые могут быть использованы: иконки, значки, паттерны. Паттерн — это последовательность повторяющихся элементов корпоративного стиля, которые можно использовать как для создания иллюстраций и печати брендированной продукции, так и в качестве бэкграунда на сайтах. 

использование паттернов
Примеры использования паттернов из брендбука для Motirõ от Bruna Andrade. Источник

Дизайн на макетах. Мокапы (от английского mock up — «макет») — это модели реальных объектов (визитки, блокноты, ручки, стаканчики, экраны гаджетов и т.д.), которые используются для визуализации дизайна. Их использование помогает как сотрудникам, так и клиентам оценить, как будет смотреться готовая продукция с использованием фирменного дизайна бренда. 

мокап с нанесенным логотипом из брендбука
Пример мокапа с нанесенным логотипом из брендбука для отелей VIANAAR. Источник

Стиль фотографий. В разделе прописываются стиль изображений, основные идеи, цветовая гамма, освещение, перспектива и пр.

требования к фотографиям
Требования к фотографиям в брендбуке РЖД. Источник

Этапы разработки брендбука

  1. Брифинг. Перед тем как начать разрабатывать брендбук, заказчик заполняет бриф с подробным перечнем вопросов о фирменном стиле и уже имеющихся наработках. Так можно узнать, нужно ли начинать работу с нуля или достаточно развить уже имеющиеся идеи. 
  1. Постановка ТЗ. На данном этапе разработки брендбука составляется техническое задание. Оно содержит не только количество возможных вариантов логотипов и шрифтов, но и философию бренда, а также его цели и ценности, на которые можно опираться при подготовке материалов.
  1. Создание концепции. Маркетологи и дизайнеры формируют несколько решений корпоративного стиля с учетом пожеланий клиента и требований ТЗ. Концепция позволяет быстро продемонстрировать основные наработки: шрифты, логотипы, исполнение на визитках и т.д. Если заказчик согласовывает предложенный ему вариант, то наступает следующий этап.
  1. Развитие и финализация. Утвержденную концепцию развивают в полноценный гайд по корпоративному стилю: прописывают логику, которой связаны все элементы, правила использования логотипов, возможные колористические решения, примеры на мокапах и т.д. Полученные данные собираются в презентацию, дополняются текстовыми комментариями и графикой. Готовый брендбук направляется заказчику для окончательного согласования. 
брендирование продукции из брендбука
Брендирование сувенирной продукции из брендбука для отелей VIANAAR. Источник 

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент