обзор самых востребованных
дизайн-профессий в 2024 году

Стилизация

Стилизация
25 июля, 2023
10 мин

Стилизация — это изменение изображаемого предмета для того, чтобы создать определенный, нужный автору эстетический эффект. Стилизация широко применяется во всех областях, связанных с изобразительным искусством: живописи, скульптуре, графике, фотографии, кинематографе, мультипликации, анимации, дизайне. Ее основная функция заключается в упрощении, абстрагировании и трансформации объектов с целью наполнить образ новыми смыслами.

Зачем используют стилизацию

У стилизации много художественных задач. Вот основные из них.

  • Воплощение творческого видения. Автор проявляет собственный уникальный стиль, выражая свои переживания, чувства и эмоции.
  • Эстетическое воздействие. Основная задача здесь — произвести впечатление на зрителя, передать ему определенное настроение или образ, погрузить в особую атмосферу.
  • Подчеркивание стиля, эпохи или культуры. Стилизацию часто используют для точного изображения или имитации элементов того или иного исторического периода, например европейского Средневековья, эпохи барокко или советского конструктивизма. 
  • Противопоставление традиционным художественным приемам и образам. Для этого в стилизации чаще всего используется абстрагирование и упрощение, которые часто настолько сильно искажают изображаемый объект, что он становится неузнаваемым. 
  • Улучшение считываемости образа и узнаваемости. Эта функция характерна, прежде всего, для стилизации в современном графическом дизайне, брендинге, иллюстрации и анимации. С помощью стилизации создают узнаваемые логотипы, фирменный стиль, упаковки, мерч и др.

Приемы стилизации

Вот главные приемы, помогающие создавать стилизованные изображения и надписи.

  • Упрощение — удаление из образа второстепенных деталей, концентрация внимания только на главной форме, передающей смысл объекта. Часто упрощение выполняется с помощью простых геометрических фигур. 
  • Приукрашивание — использование форм, цветов или декоративных элементов, которые не характерны для объекта в жизни. Яркий пример приукрашивания — добавление на картину орнамента.
  • Обобщение — акцентирование внимания только на самых типичных, характерных чертах изображаемого объекта. 
  • Деформация — произвольное изменение размера, формы, взаимного расположения частей изображаемого объекта.

Иногда к ним добавляются вспомогательные приемы, такие как:

  • комбинирование — одновременное использование элементов разных стилей;
  • абстрагирование — максимальная «деконкретизация» форм и цветов объектов;
  • цитирование — добавление в произведение элементов авторства других художников (не путать с подражанием).

Виды стилизации

Стилизация стара как мир поэтому за всю историю изобразительного искусства придумали множество ее видов. Их используют в зависимости от задач автора, художественного стиля, применяемых приемов, форм, цветов или других параметров. 

Так, например, в зависимости от задачи автора различают поверхностную (подражательную) и декоративную стилизацию.

  • Первая — это по сути перерисовка, когда один автор создает произведение в стиле другого. Например, современные дизайнеры могут рисовать постеры с применением хохломской росписи, чтобы сыграть на контрасте современной тематики и стиля, ассоциирующегося с прошлым. Сегодня прямое подражание художникам находится на грани с плагиатом, потому что художественный стиль многих авторов защищен авторским правом.
  • Декоративная стилизация — это глубокое переосмысление, переработка образов реального мира. Когда она переполняется нереалистичными деталями, то становится абстрактной. Ее цель — выразить уникальное видение автора.

Если у автора есть цель изобразить объект в комическом ключе, он может использовать пародийную стилизацию. Видели уличных художников, которые забавно изображают людей, преувеличивая их черты лица? Это пример пародийной стилизации. Если же художник или дизайнер хочет «перенести» свой объект в какую-либо иную культурную среду или эпоху, он прибегает к исторической стилизации и изображает характерные для нужного времени атрибуты и аксессуары.

В зависимости от преобладающего в произведении художественного стиля часто выделяют следующие виды стилизации.

  • Минималистическая — отличается чрезмерно упрощенными геометрическими формами, простой композицией и скромной цветовой палитрой, состоящей всего из 1-3 цветов. Один из ярких примеров такой стилизации — минималистичные логотипы.
  • Импрессионистская — привлекает внимание зрителя к атмосфере произведения. С помощью импрессионистской стилизации часто изображают движение какого-либо объекта. Яркий художественный прием такой стилизации — обобщенные, но узнаваемые формы и игра света и тени. 
  • Кубистическая — отличается использованием простых геометрических фигур для изображения даже гибких и пластичных форм (к примеру, фигур и лиц людей) и нередко сильной деформацией образов, которые практически неузнаваемы.
Кубистическая стилизация пример
Пример кубистической стилизации от Chelsea Pelobello. Источник

В зависимости от того, что именно подвергается стилизации, она делится на множество видов. Рассмотрим их подробнее в отдельных блоках.

Стилизация надписи

Чаще всего она применяется в брендинге и нейминге — при создании логотипов, которые должны привлекать внимание и выделяться на фоне других. Стилизация надписи в логотипе позволяет с первого взгляда быстро распознать фирменный стиль компании и хорошо запомнить его. Однако красиво сделать надпись можно и для других целей: рисования иллюстрации или открытки, подготовки поздравления с праздником, создания упаковки товара и др. Если вы решили красиво оформить текст, важно соблюдать баланс, поскольку если переборщить, то слова могут трудно читаться, и от зрителя ускользнет их смысл.

Рассмотрим самые популярные приемы, которые помогают сделать красивую надпись.

  • Движение букв. Этот прием позволяет вдохнуть жизнь в текст, не нарушая при этом читаемости слов. Буквы поворачиваются, наклоняются, выходят за пределы базовой линии. 
  • Замена букв. Некоторые буквы можно заменить без ущерба для читаемости на другую букву или картинку. Например, вместо «о» в красивых надписях можно встретить изображения различных круглых объектов: планеты, чашки кофе, мяча, клубка ниток и т.д.
  • Соединения букв. Они называются лигатуры и очень часто встречаются в логотипах. Лигатура — это соединение нескольких знаков так, что они остаются узнаваемыми, но уже не располагаются отдельно, а имеют, например, общие линии друг с другом.
Пример лигатуры
Лигатура с Kiss Kiss Bang Bang exhibition. Источник
  • Негативное пространство. Это популярный креативный прием, при котором пустое пространство принимает форму буквы. Человеческий глаз хорошо распознает такие знаки, если они окружены позитивным пространством.
  • Картинка-слово. Иногда все слово превращается в иллюстрацию: ей придается форма, накладывается светотень и т.д. Однако это наименее распространенный прием, так как он довольно сложный в применении. 
Картинка-слово
Картинки-слова с Kiss Kiss Bang Bang exhibition. Источник

Стилизация портрета

Это придание изображению лица или фигуры человека нереалистичных или искаженных черт для создания разнообразных художественных эффектов. Стилизация может выполняться вручную (яркий пример — это карандашные шаржи) или на компьютере.

Вот несколько популярных техник стилизации портрета:

  • скетч — имитация карандашного рисунка, выделение контуров и деталей лица;
  • акварель — имитация живописи акварелью с ее плавными переходами и размытыми цветами;
  • поп-арт — заимствование элементов стилистики, популярной в 1960-х годах, с ее яркими цветами, контрастами и растровыми эффектами;
  • гранж — имитация стиля грубого и небрежного дизайна 1990-х годов, использование потертых текстур, клякс, зашумленности и плохо сочетаемых цветов;
  • дрим-арт — создание фантастических образов с помощью необычных цветов, форм и элементов;
  • мультипликация — изображение людей в виде персонажей рисованной анимации.
Пример мультипликационной стилизации
Мультипликационная стилизация от Marina Stalmakova. Источник

Стилизация животных

В ней сочетается сильное упрощение и обобщение форм с хорошей узнаваемостью, чтобы животное безошибочно считывалось, несмотря на небольшое количество деталей. Основой для стилизации животных является реалистичное изображение — фото или живописный рисунок, а также знание анатомии живых существ. Художник обобщает форму и делает акцент на конкретных деталях, которые хочет выделить: чешуе, лапах, морде, клюве и т.д. Несущественные детали опускаются. Реалистичный цвет, как правило, сгущается до нескольких оттенков, а иногда и полностью заменяется. Стилизация под животных используется в основном при создании логотипов и эмблем. Лаконичный, но точный и понятный знак хорошо считывается и запоминается.

Стилизация под осьминога для логотипа
Разные варианты стилизации осьминога для логотипа. Источник

Стилизация костюма

Под костюмом в изобразительном искусстве и дизайне понимается совокупность предметов одежды и аксессуаров, передающих информацию о человеке или социальной группе, отражающих его образ и идентичность. При разработке костюма дизайнер должен гармонично сочетать цвета, формы и материалы одежды, обуви и аксессуаров, создавая целостную композицию. В основе таких композиций часто лежит стилизация.

Одним из распространенных видов стилизации в современном дизайне одежды является этнический подход, который черпает вдохновение в исторических эпохах и этнических корнях. Дизайнеры разрабатывают самобытные коллекции одежды в национальных стилях, включают в костюмы узнаваемые мотивы. Они создают ощущение первозданности, легкости и связи с природой.

Стилизация в фотографии

Здесь стилизация — это воплощение целостной идеи в фотосессии. Хотя некоторые считают, что это просто выбор необычных нарядов для съемки, стилизация в фотографии включает в себя гораздо больше: разработку концепции, обстановки, подбор аксессуаров, макияж и др.

Стилизация в фотографии
Стилизованная фотосъемка от Alina Kinasz. Источник

Стилизованная фотография используется в коммерческих целях или просто для самовыражения. Фотографы прибегают к стилизации чаще всего в следующих отраслях:

  • производство и продажа одежды, обуви и аксессуаров — демонстрация продукции в необычном антураже;
  • бренды косметики — фото моделей с привлекательными макияжами;
  • кафе и рестораны — фото в интерьере или с блюдами.

Компании осознают, что простые фотографии уже мало кому интересны. Поэтому им часто нужны захватывающие визуальные образы, эстетика и повествование, которые будут привлекать аудиторию.

Стилизованную съемку часто делают просто для удовольствия и развлечения. Фотографы предлагают ее в рамках свадебных, семейных фотосессий, лав-стори, корпоративной съемки и др.

Стилизация в графическом дизайне

В этой сфере стилизация, пожалуй, нашла наиболее широкое воплощение. Она применяется к самым разным объектам графического дизайна:

  • логотипам и иконкам — они должны быть символичны, узнаваемы и при этом иметь простые и запоминающиеся формы, а стилизация дает все это;
  • иллюстрациям — они дополняют или поясняют текст, рекламу, статью или другой контент и должны быстро считываться, поэтому часто стилизуются;
  • инфографике — визуальное представление фактов и числовых данных должно быть удобным и понятным, этого помогает добиться стилизация;
  • плакатам — их часто рассматривают на бегу, поэтому смысл изображения должен быстро и просто считываться.
Стилизация иллюстрации
Стилизация в иллюстрации The Dacha от Kate Avleva. Источник

Как научиться стилизации

Во-первых, нужно узнать, что это такое и с помощью каких приемов реализуется. Поздравляем, эту задачу вы уже решили с помощью нашей статьи! Во-вторых, следует изучить основы изобразительного искусства (композицию, теорию цвета, перспективу, анатомию и др.). Ведь чтобы что-то стилизовать, сначала нужно понять, как устроен объект в реальности. В-третьих, нужно практиковаться. Вот несколько советов, которые помогут в этом.

  • Пробуйте разные стили и техники. Узнайте больше про реализм, экспрессионизм, импрессионизм, абстракцию, минимализм, поп-арт и другие стили. Попробуйте воспроизвести их на своих работах.
  • Анализируйте чужие работы. Обращайте внимание на то, как другие художники используют форму, цвет, текстуру, свет, тень, контраст и другие элементы для формирования своего стиля.
  • Экспериментируйте с разными материалами и инструментами. Если вы рисуете руками, попробуйте создать несколько работ карандашом, кистью и красками, спреем, маркерами, а если на компьютере — то попробуйте рисовать не только в растре, но и векторе, копируя элементы разных стилей. 
  • Развивайте креативность. Попробуйте стилизовать один и тот же объект по-разному: в разных стилях живописи, определенной эпохи, конкретного художника или иллюстратора и т.д.

Читайте также

Подпишитесь сейчас на нашу рассылку

Мы присылаем отличные материалы и никогда не спамим. Отписаться можно в любой момент